Особенности и принципы метода школьной медиации

Метод ШМ основан на научных разработках и многолетнем практическом опыте, учитывающем социокультурные особенности российской образовательно-воспитательной сферы.

Первые попытки осознанного использования медиации в образовательной организации были предприняты в разных странах еще в начале 1980-х годов. С тех пор применение медиации в тех или иных формах в образовательном пространстве стало достаточно широко использоваться во многих странах мира.

Школьная медиация - это инновационный метод, позволяющий охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании и оказывающих влияние на формирование личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы. Здесь и далее Метод ШМ будет рассматриваться на примере школы как наиболее распространенного образовательного учреждения.

К школьной медиации целиком применимы все общие положения, касающиеся медиации. Однако Метод ШМ имеет и свою специфику, обусловленную следующими факторами:

1. Большое количество и одновременность вертикально и горизонтально организованных контактов, и коммуникаций, строящихся на взаимодействии различных участников образовательно-воспитательного процесса, как внутри однородных групп, так и межгрупповых, как индивидуальных, так и групповых. Основные группы это:

- дети;

- родители или лица, их заменяющие;

- педагоги, преподавательский состав, отвечающий в первую очередь за процесс обучения;

- психологи, социальные педагоги, другие специалисты, отвечающие в первую очередь за процесс воспитания;

- административный аппарат, отвечающий за организацию и управление процессом образования в целом и др.;

- иные институты, участвующие в воспитании детей и формировании личности, а также те, которые привлекаются в случае возникновения неблагополучия и/или активных противоправных поступков несовершеннолетних.

2. Разнообразие аспектов общения - это не только межличностные, внутри- и межгрупповые контакты, но и межпоколенческое и межкультурное общение.

3. Ограниченность территории и времени общения, что придает школьным контактам повышенную интенсивность, "перекрестность" и напряженность.

4. Несколько иное по сравнению с обычной жизнью понимание принципов добровольности и автономии личности, связанное с нормативностью пребывания детей на территории образовательного учреждения, соблюдением дисциплины, зависимостью от взрослых, в силу чего последние склонны строить свое взаимодействие с детьми "вертикально".

Названные обстоятельства делают школьную среду зоной повышенной конфликтности и требуют учета при применении медиативных процедур и медиативного подхода.

Метод ШМ основан на следующих основных принципах:

- добровольность;

- равноправие, сотрудничество, взаимное уважение, принятие (людей, ситуаций, событий), признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими;

- комплексный, системный подход к рассмотрению спора, учет всей его многоаспектности;

- использование, если это возможно и целесообразно, потенциала семейных отношений участников;

- привлечение ближайшего, значимого окружения сверстников;

- беспристрастность и непредвзятость медиатора;

- прозрачность процесса урегулирования разногласий/спора для всех его участников;

- конфиденциальность.