Значение и актуальность школьной медиации

Метод ШМ позволяет интегрировать восстановительную практику в систему воспитания, образовательное пространство.

Особенно важное значение имеет реализация гуманистического потенциала медиации в самой тонкой, деликатной и социально ответственной сфере - в сфере жизни, образования и воспитания детей, подростков, молодежи.

Метод ШМ позволяет раскрыть социальный потенциал медиации на макро- и микроуровне, вовлекая, охватывая все институты, участвующие в воспитании и становлении личности, и прежде всего семью и образовательные учреждения.

Актуальность задачи развития школьной медиации, организации Служб ШМ в образовательных организациях обусловлена общим нарастанием напряженности и конфликтности в образовательно-воспитательной среде, что в свою очередь вызвано целым рядом причин.

Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают социальные лифты, размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок заменяет ее потребительскими ценностями, деградирует культура, нарастают разобщенность и отчужденность людей. Семья как важнейший общественный институт, участвующий в образовании системы отношений, влияющих на формирование личности и благополучие детей, претерпевает колоссальные изменения. "Процветает" культ насилия; агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, социальные сети) и многое другое оказывают крайне негативное влияние, прежде всего на детей. И как результат - ассертивность замещается агрессивностью.

Педагоги, воспитатели, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями - все, кто работает в образовательно-воспитательной сфере, в силу своей профессиональной деятельности каждый день сталкиваются с результатами данных общественных деформаций. Именно этим людям приходится искать пути разрешения конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить. Подобная задача оказывается для них порой непосильной. Во-первых, чаще всего это и не является их обязанностью, во-вторых, они этому специально не обучены, а в-третьих, такая работа требует дополнительных временных и эмоциональных затрат, зачастую не давая стабильного, исчерпывающего конфликт результата, ускоряя профессиональное "выгорание" работников.

В то же время в последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков.

Кроме того, идет активная интеграция Российской Федерации в стремительно глобализирующееся мировое образовательное сообщество с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Значение задачи внедрения Метода ШМ выходит далеко за рамки первичного контура "ребенок - семья - школа (образовательная организация)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в образовательно-воспитательной среде, он будет быстрее распространен и на другие смежные социальные сферы, и на все общество. Общество остро нуждается сегодня в способности своих граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социальное партнерство. Метод ШМ способствует решению этих задач в работе с детьми и подростками, закладывая основу будущих поколений, воспитанных на гуманистических ценностях, ставящих человеческую жизнь, позитивную реализацию, благополучие личности на первое место. Позволяет найти баланс между потребностями общественными и индивидуальными, что способствует сохранению индивидуальности в многоликом социуме.

Развитие школьной медиации вписывается также в Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 996-р от 29 мая 2015 г., ориентированной на формирование условий воспитания физически, психологически и нравственно здоровых детей.