2.2 ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

К твердым (коммунальным) бытовым отходам (ТБО) в России относят отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, объектах бытового обслуживания и торговли, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет с дворовых территорий и крупногабаритные отходы. Сбор коммунальных отходов обычно организуется муниципалитетами или другими органами местного самоуправления.

В соответствии с принятой в методических рекомендациях методикой, в расчетах выбросов от полигонов/свалок необходимо использовать данные по образованию и/или захоронению твердых отходов на них за длительный промежуток времени (см. главу 3 "Удаление твердых отходов").

Рекомендуемые данные по образованию и составу отходов

При отсутствии региональных данных об образовании и утилизации ТБО за длительный период в расчете могут быть использованы усредненные данные по образованию ТБО на одного жителя (в зависимости от существующей системы охвата населения сбором отходов), приведенные в таблице 2.1.

Таблица 2.1

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДАННЫЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТБО

Система сбора отходов

Образование ТБО на 1 жителя, кг/год

Плотность отходов, кг/м3

Примечания

жилищно-коммунальное хозяйство, в среднем

400

300

(Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, 1999)

для городских территорий

225

210

Для благоустроенных жилых домов, для городов III и IV климатических районов норму накопления следует увеличивать на 10% (СП 42.13330.2011)

для сельских территорий

350

270

Для неблагоустроенных жилых домов (СП 42.13330.2011)

Значения, рекомендуемые относительно содержания разложимого органического углерода (DOC) (см. раздел 3.2.3.1) и ископаемого углерода в различных компонентах ТБО, приводятся в таблице 2.2 для оценки выбросов CH4 от СТО (см. главу 3 "Захоронение отходов") и CO2 при сжигании отходов (см. главу 5 "Сжигание отходов").

Таблица 2.2

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТАХ

ТБО: СУХОГО ВЕЩЕСТВА, DOC, ОБЩЕГО УГЛЕРОДА И ИСКОПАЕМОГО

УГЛЕРОДА (МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ, 2006;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, 1989) <*>

--------------------------------

<*> Значения, приведенные в процентах, при расчетах следует переводить в доли путем деления на 100. Рекомендуемые данные относительно усредненного состава отходов в ТБО в России приводятся в таблице 2.3.

Компонент ТБО

Содержание сухого вещества во влажных отходах <1>,

%

DOC

(сырые отходы),

%

DOC

(сухие отходы),

%

С всего (сухие отходы),

%

С ископаемый в общей массе

С, %

Бумага/картон

75

27

36

37

2

Текстиль <2>

80

32

40

51

20

Пищевые отходы

28

13

45

45

-

Древесина

80 <3>

41

51

51

-

Отходы от парков и садов

40

20

49

49

-

Подгузники

40

24

60

70

10

Резина и кожа

95

- <4>

- <4>

68

20

Пластик

92

-

-

60

100

Кости <5>

76

41

54

54

-

Металл

100

-

-

Нет данных

Нет данных

Стекло

100

-

-

Нет данных

Нет данных

Отсев <5>

80

7

9

17

50

Другие отходы

92

-

-

51

100

<1> Приведенное здесь содержание влажности распространяется на определенные виды отходов при их образовании. В собранных отходах или, например, размещенных на СТО, содержание влажности может меняться.

<2> Предположительно 40 процентов текстиля является синтетическим.

<3> Данное значение имеет отношение к древесным изделиям по истечении срока годности.

<4> Натуральные резиновые изделия содержат DOC, но практически не разлагаются в анаэробных условиях на СТО.

<5> Данные основаны на экспертной оценке.

Таблица 2.3

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УСРЕДНЕННЫЙ СОСТАВ КОМПОНЕНТОВ ТБО ЗА 1990

<1>, 2001 <2> И 2005 <3> ГОДЫ, % ПО МАССЕ <*>

(ДЛЯ ВЛАЖНОГО ВЕСА ОТХОДОВ)

--------------------------------

<*> Значения, приведенные в процентах, при расчетах следует переводить в доли путем деления на 100.

Средняя климатическая зона

Южная климатическая зона

Северная климатическая зона

1990

2001

2005

1990

2001

2005

1990

2001

2005

Бумага

27,5

33,5

39,0

24,0

26,0

27,5

22,5

30,5

31,0

Текстиль

5,5

4,0

4,0

5,5

4,0

4,0

6,0

5,0

5,0

Пищевые отходы

34,0

40,0

32,0

40,0

44,5

41,0

32,0

35,5

32,5

Древесина

2,2

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

3,0

3,5

3,5

Резина и кожа

3,0

0,7

0,7

2,0

1,0

1,0

5,0

2,5

2,5

Пластик

3,5

3,5

5,5

2,0

4,5

5,5

3,0

3,5

5,5

Кости

1,25

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

3,0

1,5

1,5

Металл, стекло, камни

11,5

6,5

8,2

8,0

7,0

7,5

13,5

11,5

12,0

Отсев менее 16 мм

10,0

6,0

6,0

14,0

7,0

7,0

10,0

5,0

5,0

Прочие

1,5

2,7

1,5

1,5

3,0

3,5

2,0

1,5

1,5

<1> (Мирный А.Н., 1990).

<2> (Систер В.Г., 2001).

<3> (Мирный А.Н., 2005).

При проведении расчетов без учета изменения DOC и C по годам в расчете используются данные за 2005 год, а при невозможности учета климатических зон - значения для средней зоны.

Данные для конкретных регионов

Эффективная практика заключается в том, чтобы в качестве основы для оценки выбросов регионы использовали конкретные региональные данные по образованию ТБО, их составу и управлению ими (по возможности включая экспорт (ввоз) и импорт (вывоз)).

Такие данные ими могут быть получены из: ежегодной государственной статистики по обращению с отходами, отчетов (в т.ч. различных региональных государственных органов и компаний, ответственных за сбор и утилизацию отходов), утвержденных региональных документов по управлению отходами (нормативов, схем санитарной очистки и др.), а также прочих исследовательских проектов.

При отсутствии данных об образовании ТБО за длительный период для расчета при наличии могут быть использованы характерные для данного региона значения по образованию ТБО на одного жителя. Образование отходов для более позднего или раннего периода при наличии ряда данных могут быть определены с помощью методов, рассматриваемых в общем разделе настоящих Методических рекомендаций.

Крупным регионам, имеющим значительные различия в образовании и обработке отходов внутри своих территорий, рекомендуется по мере возможности учитывать данные, полученные в этих областях.

Состав ТБО различается в разных районах одного и того же региона, также он будет отличаться в зависимости от дня недели, сезона и года в одном и том же городе. Данные по региональному составу и DOC отходов должны соответствовать друг другу и основываться на репрезентативных способах сбора образцов и периодически повторяться для того, чтобы отражать изменения в образовании отходов и управлении ими.