2. Допуски на механические повреждения

Допуски механических повреждений основных металлоконструкций подъемника даны в таблице 4.1.

Допустимые отклонения формы основных элементов металлоконструкций подъемника даны в таблице 4.2.

Характерные дефекты деталей механизмов и узлов подъемника приведены в таблице 4.3.

Методы замера величин износа деталей и их предельные значения даны в таблице 4.4.

Таблица 4.1

ДОПУСКИ НА МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ОСНОВНЫХ

МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ПОДЪЕМНИКА

┌───┬─────────────────────┬──────────┬───────────────────────────┐

│ N │ Повреждения │Предельные│ Метод измерения │

│п/п│ │ │ │

├───┼─────────────────────┼──────────┼───────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├───┼─────────────────────┼──────────┼───────────────────────────┤

│1 │Кривизна дельта Н │ H │Измерение в двух перпенди- │

│ │мачты высотой H, мм │--- │кулярных плоскостях с по- │

│ │ │700 │мощью теодолита и реек │

│ │ │ │ │

│2 │Кривизна дельта L │ L │Измерение (в двух перпенди-│

│ │мачты длиной L, мм │--- │кулярных плоскостях) произ-│

│ │ │700 │водится с помощью струны, │

│ │ │ │закрепленной в основании и │

│ │ │ │оголовке мачты и линейки │

│ │ │ │ │

│3 │Неперпендикулярность │ С │Неперпендикулярность опре- │

│ │дельта С оси мачты к │--- │деляется как разность (сум-│

│ │оси шарнира, рад │400 │ма) углов наклона макси- │

│ │ │ │мально поднятой мачты (из │

│ │ │ │плоскости). Измерения про- │

│ │ │ │водятся с помощью теодолита│

│ │ │ │ │

│4 │Разность диагоналей │ │Непосредственное измерение,│

│ │поперечного сечения │ │В - размер ширины попереч- │

│ │мачты (d1 - d2), мм │ │ного сечения мачты │

│ │ │ │ │

│ │1) в месте шарнирного│ В │ │

│ │соединения, │+/- --- │ │

│ │рис. 1 (рисунки 1 - │ 700 │ │

│ │3 не приводятся) │ │ │

│ │ │ │ │

│ │2) в других сечениях │ В │ │

│ │ │+/- --- │ │

│ │ │ 200 │ │

│ │ │ │ │

│5 │Изменение размеров │ В │Непосредственное измерение │

│ │высоты и ширины по- │+/- --- │ │

│ │перечного сечения │ 350 │ │

│ │мачты, мм │ │ │

│ │ │ │ │

│6 │Смещение осевых линий│+/- 5 │Непосредственное измерение │

│ │элементов решетки от │ │ │

│ │проектной геометри- │ │ │

│ │ческой схемы, мм, │ │ │

│ │рис. 2 │ │ │

│ │ │ │ │

│7 │Кривизна элемента │ L │Непосредственное измерение │

│ │дельта решетки длиной│--- │ │

│ │L между узлами, мм, │600 │ │

│ │рис. 3 │ │ │

│ │ │ │ │

│8 │Вмятины в тонкостен- │ │Непосредственное измерение │

│ │ных элементах метал- │ │ │

│ │локонструкций, толщи-│ │ │

│ │ной дельта, мм, │ │ │

│ │рис. 3 │ │ │

│ │ │ │ │

│ │глубина │0,5 дельта│ │

│ │ │ │ │

│ │длина │3 дельта │ │

└───┴─────────────────────┴──────────┴───────────────────────────┘

Таблица 4.2

ДОПУСТИМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

ФОРМЫ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ПОДЪЕМНИКА

┌────────────────────────┬─────────┬─────────────────────────────┐

│ Отклонения │Эскиз │ Значения отклонения, мм │

│ │(не при- │ │

│ │водятся) │ │

├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │

├────────────────────────┼─────────┼─────────────────────────────┤

│Изогнутость балок и ферм│ │(f/L) < (2,5/1000) │

│ │ │при L < 2000 │

│ │ │ │

│ │ │(f/L) < (2,0/1000) │

│ │ │при L > 2000 │

│ │ │ │

│Скручивание коробчатых │ │(f/H) < (5,0/1000) x (L/1000)│

│и двутавровых балок │ │при L < 2000 │

│ │ │ │

│ │ │(f/H) = (3,0/1000) x (L/1000)│

│ │ │при 2000 < L < 1000 │

│ │ │ │

│Скручивание стержней │ │(f/B) < 0,01 │

│ │ │(f/B) < 0,005 │

│ │ │в местах примыкания │

│ │ │ │

│Перпендикулярность сте- │ │(f/B) < (4/1000) │

│нок и поясов коробчатых │ │ │

│и двутавровых балок в │ │(f/H) < (4/1000) │

│любом сечении │ │ │

│ │ │ │

│Неплоскостность стенок и│ │(f/L) < (1,0/1000) │

│поясов коробчатых и дву-│ │в местах стыкового сварного │

│тавровых балок │ │соединения стенок и поясов │

│ │ │допускается │

│ │ │(f/L) < (5,0/1000) │

│ │ │ │

│Вогнутость (выпуклость) │ │(f/дельта) < 1 │

│стенок коробчатых и дву-│ │при дельта < 12 │

│тавровых балок в сжатой │ │ │

│зоне при отсутствии дру-│ │(f/дельта) < 0,8 │

│гих швов, кроме поясных.│ │при дельта < 12 │

│Примечание. Количество │ │ │

│вогнутостей (выпуклос- │ │ │

│тей) на участке между │ │ │

│соседними диафрагмами не│ │ │

│должно быть более одной │ │ │

│ │ │ │

│Выпуклость поясов балки │ │у коробчатых │

│ │ │(f/а) < (10/1000) │

│ │ │ │

│ │ │у двутавровых │

│ │ │(f/а) < (15/1000) │

│ │ │ │

│Неперпендикулярность ди-│ │(f/B) < (4/1000) │

│афрагм и ребер к стенкам│ │(f/H) = (4/1000) │

│и поясам коробчатых и │ │ │

│двутавровых балок │ │ │

│ │ │ │

│Непараллельность торцов │ │(H1 - H2/B) < (1,5/1000) │

│диафрагм и ребер │ │ │

│ │ │ │

│Неперпендикулярность │ │(f/B) < (1,5/1000) │

│торцов диафрагм и ребер │ │ │

│ │ │ │

│Вогнутость (выпуклость) │ │(f/L) < (5/1000) │

│настилов поворотных рам,│ │f < дельта │

│оголовок порталов, рам │ │ │

│лебедок в местах под │ │ │

│оборудованием и др. │ │ │

│ │ │ │

│Спиральная изогнутость │ │(f/D) < (2/1000) │

│платформ, оголовок пор- │ │ │

│талов, рам лебедок и др.│ │ │

│ │ │ │

│Непараллельность фланцев│ │(L1 - L2/B) < (1/1000) │

│коробчатых балок. │ │при B < 1000 │

│Примечание. После меха- │ │ │

│нической обработки не- │ │(L1 - L2/B) < (2,5/1000) │

│плоскостность поверхно- │ │при B > 1000 │

│стей фланцев с размерами│ │ │

│сторон до 1000 мм не │ │ │

│должна быть более 0,4 мм│ │ │

│(после сварки 1 мм), с │ │ │

│размерами сторон выше │ │ │

│1000 мм - 0,8 мм (после │ │ │

│сварки - 2 мм) │ │ │

│ │ │ │

│Изогнутость стержней │ │(f/L) < (1,5/1000) │

│между узлами ферм │ │ │

│ │ │ │

│Отклонение осевых линий │ │f < 15 │

│решетчатых ферм от про- │ │ │

│ектной геометрической │ │ │

│схемы │ │ │

└────────────────────────┴─────────┴─────────────────────────────┘

Таблица 4.3

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕФЕКТЫ ДЕТАЛЕЙ МЕХАНИЗМОВ И УЗЛОВ ПОДЪЕМНИКА

┌─────────────────┬─────────────────────────────────┬────────────┐

│ Наименование │ Наименование дефектов, при │ Примечание │

│ │ наличии которых детали │ │

│ │ выбраковываются │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Подшипники │1. Ощутимые радиальные и осевые │ │

│ │люфты │ │

│ │2. Выкрашивание, шелушение │ │

│ │усталостного характера на беговых│ │

│ │дорожках, шариках или роликах │ │

│ │3. Раковины, чешуйчатые отслоения│ │

│ │коррозионного характера │ │

│ │4. Трещины, изломы │ │

│ │5. Цвета побежалости на беговых │ │

│ │дорожках колец, шариках или │ │

│ │роликах │ │

│ │6. Отрывы головок заклепок │ │

│ │сепараторов, вмятины на │ │

│ │сепараторах, затруднительное │ │

│ │вращение шариков или роликов, │ │

│ │поломка сепараторов │ │

│ │7. Выступы рабочих поверхностей │ │

│ │роликов за торцы наружных колец │ │

│ │подшипников │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Шестерни, │1. Облом зубьев │Норму износа│

│зубчатые колеса и│2. Трещины любых размеров и │зубьев см. │

│муфты │расположений │таблицу 4.4

│ │3. Износы зубьев по толщине, │ │

│ │заметные при осмотре │ │

│ │4. Выкрашивание более чем на 30% │ │

│ │рабочей поверхности при глубине │ │

│ │более 10% толщины зуба │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Червячное колесо │Износ зуба у вершины до толщины │ │

│ │менее 1 мм │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Детали со шлицами│1. Сдвиг, смятие и обломы шлицев │ │

│ │2. Скручивание шлицев │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Детали со │Смятие и сдвиги боковых │ │

│шпоночными пазами│поверхностей, заметные при │ │

│и шпонки │осмотрах │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Валы и оси │1. Трещины любых размеров и │Посадочная │

│ │расположений │поверхность │

│ │2. Износ посадочных поверхностей │признается │

│ │под подшипники │изношенной в│

│ │3. Изгибы, заметные при осмотре │случае воз- │

│ │4. Вышеуказанные дефекты зубьев │можности │

│ │(валшестерни), шлицев, шпоночных │прокручива- │

│ │пазов и резьб │ния рукой │

│ │ │внутреннего │

│ │ │кольца под- │

│ │ │шипника от- │

│ │ │носительно │

│ │ │поверхности │

│ │ │вала или │

│ │ │ощутимого │

│ │ │люфта при │

│ │ │покачивании │

│ │ │подшипника │

│ │ │на валу │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Детали с резьбой │1. Срывы более 2 ниток; сдвиги │ │

│ │ниток │ │

│ │2. Значительные износы ниток, │ │

│ │заметные при осмотрах │ │

│ │3. Износ граней под ключ │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Тормозные шкивы │1. Трещины и обломы, выходящие на│ │

│ │рабочие и посадочные поверхности │ │

│ │2. Износы рабочих поверхностей │ │

│ │глубиной более 2 мм и риски │ │

│ │длиной более 5 мм │ │

│ │3. Радиальное биение шкива более │ │

│ │0,1 мм │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Тормозные │1. Трещины и обломы, выходящие к │Минимальная │

│накладки │отверстиям под заклепки │толщина нак-│

│(колодки) │2. Износы по толщине до головок │ладки в │

│ │заклепок │средней час-│

│ │ │ти не менее │

│ │ │половины но-│

│ │ │минальной, │

│ │ │трещины по │

│ │ │краям не ме-│

│ │ │нее 2,5 мм │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Корпуса │1. Трещины любых размеров и │Отверстие │

│редукторов │расположений, выходящие на │признается │

│ │поверхности разъемов, посадочные │изношенным в│

│ │поверхности отверстий и масляной │случае воз- │

│ │ванны │можности │

│ │2. Износ отверстий под подшипник │прокручива- │

│ │ │ния рукой │

│ │ │наружного │

│ │ │кольца под- │

│ │ │шипника в │

│ │ │отверстии │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Кабина, кожухи │Сквозная коррозия стенок │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Пружинные шайбы, │Выбраковываются независимо от │ │

│стопорная │технического состояния в случаях │ │

│проволока, │снятия при разборке │ │

│шплинты │ │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Неметаллические │Выбраковываются независимо от │При удовлет-│

│прокладки и │технического состояния │ворительном │

│уплотнения │ │техническом │

│ │ │состоянии │

│ │ │допускается │

│ │ │повторное │

│ │ │использова- │

│ │ │ние манжет- │

│ │ │ных уплот- │

│ │ │нений │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Пружины │1. Изломы, трещины и расслоения │ │

│ │2. Остаточные деформации, │ │

│ │нарушающие работоспособность │ │

│ │сборочной единицы │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Барабаны │1. Трещины любого характера и │ │

│основной, │расположения │ │

│тартальной и │2. Срез или износ гребня канавки │ │

│вспомогательной │по высоте не более 1/3 витка │ │

│лебедок │3. Износ ручья по профилю и │ │

│ │глубине более 2 мм │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Блоки (талевые, │1. Износ ручья по глубине более │ │

│крюкоблоки, │чем на 40% радиуса ручья │ │

│кронблоки) │2. Частичные обломы реборд │ │

│ │3. Трещины │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Канаты │1. Обрывы одной и более прядей │ │

│ │2. Обрывы проволок │ │

│ │3. Износ каната │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Грузоподъемные │1. Трещины, надрывы и волосовины │ │

│крюки │на поверхности у хвостовика (в │ │

│ │месте перехода к нерезьбовой │ │

│ │части) │ │

│ │2. Увеличение ширины зева более │ │

│ │чем на 12% проектной ширины │ │

│ │3. Уменьшение высот изнашиваемых │ │

│ │частей более чем на 10% проектных│ │

│ │высот │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Штропы │1. Трещины, надрывы │ │

│эксплуатационные │2. Уменьшение высоты изнашиваемой│ │

│ │части более чем на 10% проектной │ │

│ │высоты │ │

│ │3. Увеличение длины штропа более │ │

│ │чем на 3% │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Элеваторы │1. Трещины, задиры, остаточная │ │

│ │деформация │ │

│ │2. Износ торцевой поверхности под│ │

│ │замок более 2 мм │ │

│ │3. Уменьшение высоты проушины в │ │

│ │месте соприкосновения со штропом │ │

│ │более чем на 10% проектной высоты│ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Вертлюг │1. Трещины, надрывы, раковины │ │

│ │2. Толщина стенки отвода изношена│ │

│ │более чем на 10% │ │

├─────────────────┼─────────────────────────────────┼────────────┤

│Механизм для │1. Трещины │ │

│крепления │2. Износ │ │

│неподвижной ветви│3. Ослабление крепления │ │

│талевого каната │4. Вмятины, прогибы, искривления │ │

└─────────────────┴─────────────────────────────────┴────────────┘

Остальные детали отбраковываются по признакам, влияющим на работоспособность.

Таблица 4.4

МЕТОДЫ ЗАМЕРА И ДОПУСКИ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ МЕХАНИЗМОВ

┌───────────────┬───────────────────────────────┬────────────────┐

│ Наименование │ Допустимый износ │ Способ и место │

│узлов и деталей│ │измерения износа│

│ (рисунки │ │ │

│ не приводятся)│ │ │

├───────────────┼───────────────────────────────┼────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │

├───────────────┼───────────────────────────────┼────────────────┤

│Зубчатые │Допустимый износ зуба по дели- │Замеры произво- │

│передачи │тельной окружности (в % от пер-│дятся штангензу-│

│редукторов │воначальной толщины): │бомером или спе-│

│ │лебедки: передача в редукторе -│циальным шабло- │

│ │10%; │ном и щупом │

│ │механизмы поворота и передвиже-│ │

│ │ния: передача в редукторе - │ │

│ │20%, открытые передачи - 30%. │ │

│ │Ширина головки зуба не должна │Остальное - не- │

│ │быть меньше 0,2 модуля. Появле-│посредственный │

│ │ние трещин не допускается. Глу-│осмотр и измере-│

│ │бина ямок выкрашивания не долж-│ния │

│ │на быть больше 5% толщины зуба │ │

│ │ │ │

│Тормоза: │При уменьшении толщины стенок │Непосредственный│

│тормозные шкивы│шкива на 25% от его первонача- │осмотр и измере-│

│ │льной толщины шкив подлежит │ние │

│ │замене. Радиальное биение тор- │ │

│ │мозного шкива не должно превы- │ │

│ │шать 0,15 мм │ │

│тормозные │Износ тормозной колодки не дол-│Непосредственный│

│колодки │жен превышать 1/3 первоначаль- │осмотр и измере-│

│ │ной толщины. Болты или заклад- │ние │

│ │ные детали, крепящие тормозные │ │

│ │колодки на ленте, не должны │ │

│ │выступать за поверхность коло- │ │

│ │док │ │

│валики и оси │Износ не должен превышать 3% от│ │

│ │первоначального диаметра │ │

│ │ │ │

│Канатные блоки │Предельный износ поверхности │Непосредственный│

│ │ручья на глубину 40% от радиуса│осмотр и измере-│

│ │канавки │ние │

│ │ │ │

│Крюки │Износ крюка в зеве не должен │ │

│ │превышать 10% первоначальной │ │

│ │высоты и сечения │ │

│ │ │ │

│Стяжные винты, │Не допускается эксплуатация │ │

│болты и гайки │стяжных винтов, болтов и гаек │ │

│ │с забитой или сорванной резьбой│ │

│ │ │ │

│Цепные передачи│При износе цепи в период ее │Замеры произво- │

│ │заданного срока работы в приво-│дятся штанген- │

│ │де допускается увеличение шага│циркулем (с ба- │

│ │звеньев не более 2% для передач│зой более 300 │

│ │привода, имеющего скорость │мм) при натяну- │

│ │V > 10 м/с, и не более 3% для │той ветви цепи. │

│ │остальных передач. До достиже- │Выбирается мер- │

│ │ния этой величины допускается │ный участок цепи│

│ │сокращение количества звеньев в│с количеством │

│ │замкнутом контуре с целью │звеньев 5 - 10 │

│ │уменьшения провиса цепи f │(в зависимости │

│ │ │от величины шага│

│ │ │цепи) │

└───────────────┴───────────────────────────────┴────────────────┘