III. Обеспечение безопасности при подготовке к закрытию пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов
III. Обеспечение безопасности при подготовке к закрытию
пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов
15. К мероприятиям организационно-технического характера, которые выполняются в целях подготовки ППЗРО к закрытию, относятся:
разработка проектной и эксплуатационной документации, необходимой для закрытия ППЗРО;
подготовка работников (персонала) для выполнения работ по закрытию ППЗРО;
выполнение подготовительных работ на площадке ППЗРО для безопасного выполнения работ по закрытию ППЗРО, включающих в том числе дезактивацию зданий, сооружений, конструкций, оборудования, трубопроводов, систем (элементов) и дезактивацию загрязненных участков площадки ППЗРО;
создание необходимой инфраструктуры для выполнения работ по закрытию ППЗРО;
разработка (корректировка) программ обращения с РАО, накопленными на ППЗРО на этапе эксплуатации и образовавшимися при подготовке к закрытию, модернизация систем обращения с РАО;
разработка (корректировка) программ радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, модернизация соответствующих систем контроля;
разработка мероприятий по противопожарной защите при выполнении работ по закрытию ППЗРО.
16. Перечень мероприятий по подготовке к закрытию и закрытию ППЗРО, порядок, условия и планируемые сроки их проведения, в том числе сроки проведения КИРО ППЗРО, последовательность и ориентировочный график выполнения этапов закрытия ППЗРО устанавливаются в программе закрытия ППЗРО.
17. Программу закрытия ППЗРО рекомендуется разрабатывать на этапе эксплуатации ППЗРО и уточнять по мере получения информации, влияющей на безопасность закрытия ППЗРО, в том числе при подготовке к закрытию ППЗРО после проведения КИРО.
18. Программу закрытия ППЗРО рекомендуется разрабатывать на основе проектной документации, в том числе концепции закрытия ППЗРО, эксплуатационной документации ППЗРО, а также иной учетной документации, необходимой для разработки программы, с учетом данных об объеме и характеристиках захороненных и накопленных РАО, результатов оценки безопасности ППЗРО, данных радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, выполненных на этапе эксплуатации ППЗРО, данных о радиоактивном загрязнении площадки размещения ППЗРО, СЗ и ЗН ППЗРО, помещений, оборудования, систем (элементов) при нормальной эксплуатации ППЗРО и вследствие нарушений нормальной эксплуатации ППЗРО.
19. Целью КИРО ППЗРО является получение исходных данных, необходимых для принятия решения по закрытию ППЗРО, выбора оптимального варианта закрытия ППЗРО и разработки проекта закрытия ППЗРО, путем проведения инженерного и радиационного обследований ППЗРО, а также выполнения при необходимости расчетных и исследовательских работ.
20. Объем и сроки проведения КИРО ППЗРО рекомендуется определять исходя из объема информации, необходимой для разработки проекта закрытия ППЗРО.
21. Инженерное обследование ППЗРО, выполняемое в рамках КИРО, проводится с целью получения необходимой информации о фактическом инженерно-техническом состоянии ППЗРО, его зданий, сооружений, строительных конструкций, коммуникаций и оборудования, систем (элементов), в том числе инженерных и естественных барьеров ППЗРО, а также оценки остаточного ресурса конструкций, функционирующих при закрытии и после закрытия ППЗРО.
22. Инженерное обследование ППЗРО рекомендуется проводить с учетом данных мониторинга системы захоронения РАО, выполненного на этапе эксплуатации ППЗРО.
23. Основной целью радиационного обследования ППЗРО, проводимого в рамках КИРО, является получение данных, необходимых для оценки радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду при выполнении работ по закрытию ППЗРО. Радиационное обследование ППЗРО рекомендуется проводить с учетом категории ППЗРО по потенциальной радиационной опасности.
24. При радиационном обследовании зданий и сооружений ППЗРО, его площадки, СЗЗ и ЗН ППЗРО и территории за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО рекомендуется уточнить радиационные параметры, определяющие радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду при закрытии ППЗРО, в том числе:
мощность дозы гамма-излучения на внешних поверхностях конструктивных элементов сооружений для захоронения РАО, на площадке ППЗРО, в СЗЗ и ЗН ППЗРО и за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО;
плотность потоков альфа- и бета-частиц в зоне возможного влияния ППЗРО;
уровни поверхностного загрязнения радиоактивными веществами оборудования, систем (элементов) и строительных конструкций;
объем и характеристики захороненных РАО и накопленных при эксплуатации ППЗРО;
удельную (объемную) активность и радионуклидный состав загрязнения подземных и поверхностных вод площадки, СЗЗ и ЗН ППЗРО и за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО;
границы зон загрязнения, удельную (объемную) активность и радионуклидный состав загрязнения грунта площадки, СЗЗ и ЗН ППЗРО и за ее пределами в зоне возможного влияния ППЗРО;
объемную активность и радионуклидный состав загрязнения атмосферного воздуха и атмосферных выпадений;
границы зон загрязнения, удельную активность и радионуклидный состав загрязнения вмещающих пород приконтурной (ближней) зоны ППЗРО.
25. Радиационное обследование ППЗРО рекомендуется проводить с учетом данных радиационного контроля, полученных на этапе эксплуатации ППЗРО, в том числе данных о радиоактивном загрязнении поверхностей оборудования и площадки ППЗРО, поступлении радионуклидов в окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации ППЗРО, включая аварии.
26. По результатам обследования радиационной обстановки ППЗРО рекомендуется разработать картограммы радиоактивных загрязнений и (или) мощностей доз облучения в помещениях, на площадке ППЗРО, в СЗЗ и ЗН, а также территории за пределами ЗН в зоне возможного влияния ППЗРО на участках технологических и транспортных связей.
27. По результатам КИРО ЭО готовится отчет в объеме, необходимом для уточнения программы закрытия ППЗРО и обеспечения безопасности при выполнении работ по ее реализации.
28. На основе данных КИРО до начала работ по закрытию в целях выбора и обоснования варианта закрытия ППЗРО и разработки проектной и эксплуатационной документации по закрытию ППЗРО рекомендуется провести оценку безопасности закрываемого ППЗРО при его закрытии и после закрытия ППЗРО.
29. Для периода закрытия ППЗРО оценку радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду рекомендуется выполнять как для условий нормальной эксплуатации ППЗРО, так и возможных нарушений нормальной эксплуатации ППЗРО, включая аварии.
30. Оценку долговременной безопасности системы захоронения РАО ППЗРО рекомендуется выполнять путем проведения численных прогнозных расчетов радиационного воздействия закрытого ППЗРО на население и окружающую среду, обусловленного потенциальным выходом и распространением радионуклидов за пределы инженерных и естественных барьеров безопасности ППЗРО в окружающую среду в период потенциальной опасности захороненных РАО:
при нормальном (эволюционном) протекании естественных процессов на площадке размещения ППЗРО (далее - сценарии нормальной эволюции);
при маловероятных (катастрофических) внешних воздействиях природного и техногенного характера на площадке размещения ППЗРО, включая непреднамеренное вторжение (проникновение) человека в систему захоронения РАО, которые могут привести к снижению изолирующих свойств барьеров безопасности ППЗРО и (или) повлиять на скорость выхода и распространения радионуклидов в окружающей среде (далее - альтернативные сценарии).
31. Рекомендации по выполнению оценки долговременной безопасности системы захоронения РАО ППЗРО даны в руководстве по безопасности при использовании атомной энергии "Оценка безопасности приповерхностных хранилищ радиоактивных отходов" (РБ-011-2000), утвержденном постановлением Госатомнадзора России от 29 декабря 2000 г. N 19.
32. На основе данных, полученных в результате КИРО, проектной, эксплуатационной и соответствующей учетной документации, результатов оценок безопасности ППЗРО, изысканий и исследований, ЭО осуществляет подготовку документации, необходимой для закрытия ППЗРО, включающую:
актуализированную программу закрытия ППЗРО, определяющую принятый вариант закрытия ППЗРО;
проектную документацию по закрытию ППЗРО;
эксплуатационную документацию для проведения работ по закрытию ППЗРО, в том числе технологические регламенты выполнения работ по закрытию ППЗРО, инструкции по эксплуатации систем (элементов) при выполнении работ по закрытию ППЗРО;
планы мероприятий по защите работников (персонала) и населения в случае аварии, инструкции по ликвидации последствий аварий при закрытии ППЗРО;
программу обеспечения качества работ при закрытии ППЗРО;
ООБ закрытия ППЗРО для принятого варианта закрытия.
33. Проект закрытия ППЗРО определяет конечное состояние ППЗРО после завершения работ по закрытию, этапы и порядок проведения работ, необходимые людские, финансовые и материально-технические ресурсы, а также технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности при закрытии ППЗРО и безопасности закрытого ППЗРО и разрабатывается на основе программы закрытия и результатов КИРО в сроки, установленные программой закрытия.
34. В проекте закрытия ППЗРО для принятого варианта закрытия и каждого этапа закрытия рекомендуется приводить:
характеристику этапа закрытия ППЗРО;
конкретные виды работ, технологию и последовательность проведения работ по каждому из этапов закрытия ППЗРО;
методы и средства обеспечения радиационной безопасности, включая реализацию принципов обоснования и оптимизации;
методы и средства проведения радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО на этапе закрытия ППЗРО и после его закрытия;
методы и средства обеспечения пожарной безопасности;
меры по обеспечению физической защиты ППЗРО и РАО;
оценку объема, активности и радионуклидного состава образующихся РАО;
методы и средства обращения с РАО, накопленными при эксплуатации и образующихся при закрытии ППЗРО;
мероприятия по минимизации выбросов и сбросов радионуклидов в окружающую среду;
меры по обеспечению учета и контроля РАО;
меры по обеспечению ведения и хранения учетной документации;
описание транспортно-технологических операций в помещениях и на площадке ППЗРО и технологической схемы транспортирования по площадке ППЗРО;
описание конечного состояния ППЗРО после завершения конкретного этапа и всех работ по закрытию ППЗРО;
обоснование необходимых людских, финансовых и материально-технических ресурсов;
оценки индивидуальных доз облучения работников (персонала) для каждого вида работ и коллективной дозы облучения работников (персонала) для этапа;
методы и средства, направленные на минимизацию облучения работников (персонала) при выполнении работ.
35. При проектировании закрытия ППЗРО рекомендуется предусмотреть технические решения, обеспечивающие:
снижение радиационного воздействия на работников (персонал) и население до возможно низких достижимых уровней с учетом социальных и экономических факторов;
ограничение распространения радионуклидов в окружающую среду и предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды;
уменьшение возможности аварий при проведении работ по закрытию ППЗРО, ограничение и снижение их последствий;
физическую защиту ППЗРО и захороненных РАО.
36. Документом, обосновывающим обеспечение безопасности ППЗРО при его закрытии и после закрытия в период потенциальной опасности захороненных РАО, и подтверждающим соответствие технических решений и организационных мероприятий, предусмотренных при закрытии ППЗРО, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также соответствие состояния ППЗРО после завершения работ по закрытию конечному состоянию, установленному проектом закрытия ППЗРО и соответствующему принятым критериям безопасности, является ООБ закрытия ППЗРО.
37. ООБ закрытия ППЗРО разрабатывается на основе проекта закрытия ППЗРО с учетом результатов КИРО и результатов оценки безопасности ППЗРО при закрытии ППЗРО, включая оценку долговременной безопасности закрытого ППЗРО, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентирующих обеспечение и обоснование безопасности при захоронении РАО.
38. Рекомендации по структуре и содержанию ООБ закрытия ППЗРО приведены в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности.
Конкретное содержание тех или иных глав и разделов ООБ закрытия ППЗРО может быть изменено в зависимости от специфики ППЗРО и (или) этапа его закрытия.
При отсутствии сведений рекомендуется указать причину их непредставления, сохранив название раздела в структуре ООБ.
39. Подготовительные работы технического характера на площадке ППЗРО в зависимости от состояния ППЗРО, способа и условий закрытия ППЗРО могут включать:
подготовку территории площадки ППЗРО к закрытию, включая очистку территории от мусора, в том числе строительного, и растительности;
дезактивацию систем (элементов), оборудования, трубопроводов, помещений, конструкций зданий и сооружений, загрязненных РВ, для проведения последующих работ по их демонтажу;
подготовку систем (элементов), оборудования, помещений, зданий и сооружений, предусмотренных для обслуживания ППЗРО при закрытии и (или) после закрытия;
дезактивацию загрязненных участков территории площадки ППЗРО;
создание (модернизация) соответствующей инфраструктуры для выполнения работ по закрытию ППЗРО.
40. Дезактивацию зданий, сооружений, конструкций, оборудования, трубопроводов, систем (элементов) и участков, загрязненных РВ, рекомендуется проводить в последовательности и объеме, необходимых для выполнения планируемых работ по закрытию ППЗРО.
Способы и методы дезактивации, порядок и сроки проведения работ по дезактивации устанавливаются в проектной и эксплуатационной документации по закрытию ППЗРО с учетом вида, природы и уровня загрязнения.
41. Создание (модернизация) инфраструктуры при подготовке ППЗРО к закрытию предполагает создание (модернизацию) обслуживающих структур, объектов и служб, включая транспортные и инженерно-технические структуры, обеспечивающих безопасное и своевременное выполнение работ по закрытию ППЗРО.
При подготовке ППЗРО к закрытию рекомендуется предусмотреть:
организацию транзитных зон для перемещения работников (персонала) и транспорта;
организацию санпропускников, постов дозиметрического контроля автотранспорта, мытья колес и дезактивации;
организацию вентиляции при необходимости;
организацию сбора, сортировки и обращения с РАО и нерадиоактивными отходами и материалами повторного использования, включая организацию мест (площадок, хранилищ) для временного хранения РАО и разработку маршрутов перемещения РАО;
организацию и подготовку мест и площадок для размещения строительных материалов, строительной техники и другого оборудования, зоны выгрузки демонтируемого оборудования, способы и средства для его перемещения.
42. При создании (модернизации) дорог и путей рекомендуется учитывать способы и условия доставки строительных материалов и строительной техники (например, автомобильным или железнодорожным транспортом) на ППЗРО и предусмотреть при необходимости реконструкцию или модернизацию соответствующих подъездных дорог и путей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей