2. Критерии отнесения железнодорожных рельсов к Гарантийным случаям

2. Критерии отнесения железнодорожных рельсов

к Гарантийным случаям

2.1. Поставщики и Производители железнодорожных рельсов гарантируют соответствие железнодорожных рельсов настоящим Условиям в железнодорожных путях Потребителя в течение времени, определяемого количеством перевезенного по ним поездами груза брутто, приведенным в таблице N 1 настоящих Условий для железнодорожных рельсов, изготовленных после 1 октября 2010 г.

Таблица N 1

ГАРАНТИЙНАЯ НАРАБОТКА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КАТЕГОРИЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ, ВЫПУЩЕННЫХ ПОСЛЕ 1 ОКТЯБРЯ 2010 Г.

Тип рельсов

Категория железнодорожных рельсов

Норма Гарантийной наработки, млн. т брутто

в прямых участках пути и кривых R >= 650 м

в кривых участках пути R <= 650 м

Р75, Р65, Р65К

В

500

425

Т1

450

320

СС

500

350

НЭ, НК

450

320

ИК

500

350

Р75, Р65, Р65К

Рельсы категорий ДТ350,

ДТ350СС,

ДТ350НН,

ДТ370ИК,

ДТ400ИК,

ДТ350ВС400

700

350

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 27.05.2019 N 1048/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание:

В - рельсы термически упрочненные высшего качества ГОСТ Р 51685-2000,

Т1 - термически упрочненные рельсы, выпускаемые по ГОСТ Р 51685-2000,

СС - рельсы для скоростного совмещенного движения [2, 3],

НЭ, НК - рельсы низкотемпературной надежности [4, 5],

ИК - рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости [6].

ДТ350 - рельсы дифференцированно термоупрочненные ГОСТ Р 51685-2013, ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-276-01124323-2012 [8], ТУ 0921-231-01124323-2014 [9]

ДТ350СС - рельсы дифференцированно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения ГОСТ Р 51685-2013, ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-276-01124323-2012 [8], ТУ 0921-231-01124323-2014 [9]

ДТ350НН - рельсы дифференцированно термоупрочненные низкотемпературной надежности ГОСТ Р 51685-2013, ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-276-01124323-2012 [8]

ДТ370ИК - рельсы дифференцированно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости ГОСТ Р 51685-2013, ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-276-01124323-2012 [8].

Нормы Гарантийной наработки для рельсов типа Р50 уменьшают на 25%.

Нормы Гарантийной наработки для рельсов категории ДТ применяются к рельсам, поставленным Покупателю после 1 октября 2016 года

ДТ400ИК - Рельсы железнодорожные широкой колеи типа Р65 повышенной износостойкости и контактной выносливости ТУ 24.10.75.111-298-05757676-2017 [12].

ДТ350ВС400 - Рельсы железнодорожные широкой колеи типа Р65 для высокоскоростных магистралей ТУ 0921-293-05757676-2016 [13].

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 27.05.2019 N 1048/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

и в таблице 2 настоящих Условий для железнодорожных рельсов, изготовленных до 1 октября 2010 г., при условии содержания железнодорожного пути в исправном состоянии в соответствии с нормативными документами.

Таблица N 2

ГАРАНТИЙНАЯ НАРАБОТКА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И КАТЕГОРИЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ, ВЫПУЩЕННЫХ ДО 1 ОКТЯБРЯ 2010 Г.

Тип рельсов

Категория рельсов

Норма Гарантийной наработки, млн. т брутто

на прямых и кривых R >= 1000 м

на участках пути с кривыми радиусом

650 м <= R < 1000 м

R < 650 м

Р75, Р65

В

300

300

-

Т1, Т2

240

150

120

СС

310

190

-

НЭ, НК

280

170

140

Р65К

Т1, Т2

-

220

180

Р65 и Р65К

ИЭ

-

-

180

Примечания:

В - рельсы термически упрочненные высшего качества ГОСТ Р 51685-2000,

Т1, Т2 - термически упрочненные рельсы, выпускаемые по ГОСТ Р 51685-2000,

СС - рельсы для скоростного совмещенного движения [2, 3],

НЭ, НК - рельсы низкотемпературной надежности [4, 5],

ИК - рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости [6].

Нормы Гарантийной наработки для рельсов типа Р50 уменьшают на 25%.

2.2. Для участков регионов сети с грузонапряженностью, не обеспечивающей в течение десяти лет норм Гарантийной наработки, срок гарантии ограничивается десятью годами, исчисляемыми с даты укладки в путь железнодорожного рельса.

2.3. К Гарантийным случаям относят железнодорожные рельсы, на которых в течение Гарантийной наработки, указанной в таблицах N 1 и N 2 настоящих Условий и в пункте 2.2 настоящих Условий, образовались дефекты согласно Инструкции "Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 октября 2014 г. N 2499р, перечисленные ниже:

2.3.1. Дефект 10.1-2. Трещины и выкрашивания металла на поверхности катания головки из-за нарушений технологии изготовления железнодорожных рельсов (закатов, волосовин, плен и т.п.).

2.3.2. Дефект 12.1-2. Трещины и выкрашивания металла на боковой рабочей выкружке или на средней части головки, возникшие изнутри от местных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек, или возникшие от наружной поверхности железнодорожного рельса из-за проявления контактной усталости до пропуска гарантийного тоннажа.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 12.1-2 в случае соблюдения требований пунктов 1.6 и 1.9 настоящих Условий.

2.3.3. Дефект 13.1. Выкрашивание металла на поверхности катания из-за повышенного динамического воздействия в болтовых стыках.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 13.1 в случае, если причиной выкрашивания послужила некачественная механическая обработка торцов железнодорожных рельсов Производителем при отсутствии отступлений в содержании стыка по зазорам.

2.3.4. Дефект 20.1-2. Поперечные трещины в головке в виде светлого или темного пятна, вызванные внутренними пороками изготовления железнодорожных рельсов (флокенами, газовыми пузырями, засорами, крупными скоплениями неметаллических включений).

Настоящие Условия распространяются на все железнодорожные рельсы данной плавки, в которой был выявлен железнодорожный рельс с дефектом 20.1-2.

2.3.5. Дефект 22.1-2. Поперечные усталостные трещины в головке в виде светлого или темного пятна, возникшие от внутренней или наружной продольной трещины, образовавшейся вследствие проявления контактной усталости металла.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 22.1-2 в случае соблюдения требований пунктов 1.6 и 1.9 настоящих Условий при отсутствии структуры мартенсита в поверхности головки рельса в зоне дефекта.

2.3.6. Дефект 30.1-2. Горизонтальные продольные трещины в головке из-за нарушения технологии изготовления железнодорожных рельсов.

2.3.7. Дефект 31.1-2. Вертикальные продольные трещины в головке из-за недостаточной прочности металла.

2.3.8. Дефект 33.1. Продольные трещины в местах перехода головки в шейку в зоне болтового стыка.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 33.1 в случае, если причинами появления усталостной трещины послужило отсутствие или некачественное исполнение Производителем фаски в подголовочной части торца железнодорожного рельса, некачественная обработка кромок торцов железнодорожных рельсов Производителем и отсутствие отступлений в содержании стыка по зазорам и просадкам (выплескам).

2.3.9. Дефект 44.0. Боковой износ головки рельса сверх допускаемых норм.

Настоящие Условия распространяются на категорию железнодорожных рельсов повышенной износостойкости с дефектом 44.0 при условии подтверждения несоответствия рельса требованиям нормативной документации по твердости на глубине 22 мм, соблюдения технологии лубрикации рельсов в кривых участках пути, соответствия возвышения наружной рельсовой нити в кривой для данного радиуса кривой и скорости движения.

2.3.10. Дефект 50.1-2. Вертикальные расслоения шейки из-за нарушения технологии изготовления железнодорожных рельсов.

2.3.11. Дефект 53.1-2. Трещины в шейке от болтовых отверстий в железнодорожном рельсе из-за повышенного динамического воздействия в стыках.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 53.1 в случае, если причиной появления усталостной трещины послужило отсутствие или некачественное исполнение Производителем фаски в подголовочной части торца рельса или на кромках болтовых отверстий и отсутствие отступлений в содержании стыка по зазорам и просадкам (выплескам).

2.3.12. Дефект 55.1 и 55.2. Трещины в шейке и в местах перехода к головке от ударов по шейке и других механических повреждений, от маркировочных знаков, отверстий и других концентраторов напряжений.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.3.14. Дефект 60.1-2. Трещины и выколы в подошве из-за нарушения технологии изготовления железнодорожных рельсов.

2.3.15. Дефект 70.1-2. Поперечные изломы от трещин, образовавшихся из-за нарушения технологии изготовления рельсов.

2.3.16. Дефект 72.1-2. Поперечные изломы из-за поперечной трещины, образовавшейся от внутренней или наружной продольной трещины контактной усталости, или продольной горизонтальной или вертикальной трещины в головке до пропуска гарантийного тоннажа.

2.3.17. Дефект 73.1-2. Изломы из-за образования и развития трещин в шейке от отверстий и в месте перехода шейки в головку. Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 73.1-2 в случае, если причиной появления усталостной трещины послужило отсутствие или некачественное исполнение Производителем фаски в подголовочной части торца рельса или на кромках болтовых отверстий и отсутствие отступлений в содержании стыка по зазорам и просадкам (выплескам).

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы, изъятые по изломам из-за трещин, образовавшихся также вследствие дефектов 22.1-2; 33.1 и 53.1 (заводские отверстия и стыки), 55.1-2.

2.4. При применении для классификации дефектов нормативно-технической документации в соответствии с каталогом дефектов рельсов НТД/ЦП-2-93 рельсы в течение Гарантийной наработки, указанной в таблицах N 1 и N 2 настоящих Условий и в пункте 2.2 настоящих Условий, квалифицируют как не соответствующие Условиям, если в них образовались дефекты, коды которых согласно каталогу дефектов рельсов НТД/ЦП-2-93 перечислены ниже:

2.4.1. Дефект 10.1-2. Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания головки из-за недостатков технологии изготовления железнодорожных рельсов (волосовин, закатов, плен и т.п.).

2.4.2. Дефект 11.1-2. Выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке головки вследствие проявления контактной усталости металла.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 11.1-2 в случае соблюдения требований пунктов 1.6 и 1.9 настоящих Условий.

2.4.3. Дефект 17.1-2. Отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания в закаленном слое (при отсутствии наплавки) на концах железнодорожных рельсов (на длине до 25 мм от торцов), произошедшее вследствие нарушения технологии изготовления или по причине проявления контактной усталости металла.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 13.1 в случае, если причиной выкрашивания послужила некачественная механическая обработка торцов железнодорожных рельсов Производителем при отсутствии отступлений в содержании стыка по зазорам.

2.4.4. Дефект 20.1-2. Поперечные трещины в головке рельса в виде светлых и темных пятен и изломы из-за них, вызванные внутренними пороками (флокенами, газовыми пузырями и др.).

Настоящие Условия распространяются на все железнодорожные рельсы данной плавки, в которой был выявлен рельс с дефектом 20.1-2.

2.4.5. Дефект 21.1-2. Поперечные трещины в головке рельса в виде светлых или темных пятен и изломы из-за них вследствие проявления контактной усталости металла.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 21.1-2 в случае соблюдения требований пунктов 1.6 и 1.9 настоящих Условий при отсутствии структуры мартенсита в поверхности головки рельса в зоне дефекта.

2.4.6. Дефект 30В.1-2. Вертикальное расслоение головки из-за остатков усадочной раковины.

2.4.7. Дефект 30Г.1-2. Горизонтальное расслоение головки из-за наличия неметаллических включений.

2.4.8. Дефект 50.1-2. Расслоение шейки вследствие дефектов технологии изготовления железнодорожных рельсов.

2.4.9. Дефект 52.1-2. Продольные трещины и выколы из-за них в местах перехода головки в шейку.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 52.1-2 в случае, если причинами появления усталостной трещины послужило отсутствие или некачественное исполнение Производителем фаски в подголовочной части торца железнодорожного рельса, некачественная обработка кромок торцов рельсов Производителем и отсутствие отступлений в содержании стыка по зазорам и просадкам (выплескам).

2.4.10. Дефект 53.1-2. Трещины в шейке от болтовых и других отверстий в рельсе.

Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы с дефектом 53.1-2 в случае, если причиной появления усталостной трещины послужило отсутствие или некачественное исполнение Производителем фаски в подголовочной части рельса или на кромках болтовых отверстий и отсутствие отступлений в содержании стыка по зазорам и просадкам (выплескам).

2.4.11. Дефект 60.1-2. Волосовины в подошве, трещины, выколы части подошвы и изломы из-за этих дефектов.

2.4.12. Дефект 70.1-2. Поперечные изломы рельсов из-за шлаковых включений и других недопустимых дефектов макроструктуры.

2.5. По остальным дефектам по Инструкции "Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 октября 2014 г. N 2499р, и каталога дефектов рельсов НТД/ЦП-2-93, не указанным в пунктах 2.3 и 2.4 настоящих Условий, возникшим в течение Гарантийной наработки, указанной в таблицах N 1 и N 2 настоящих Условий и в пункте 2.2 настоящих Условий, решение о предъявлении Претензии принимается Потребителем на основе результатов анализа условий эксплуатации и текущего содержания, и при необходимости исследований качества металла железнодорожного рельса, и установления причин возникновения дефекта.

2.6. Установление кода дефекта железнодорожного рельса в соответствии с [10] подпунктами 2.3.1 - 2.3.21 настоящих Условий осуществляют с 1 сентября 2015 г. в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 23 октября 2014 г. N 2499р "Об утверждении и введении в действие инструкции "Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов". С 1 сентября 2015 г. при установлении кода дефекта железнодорожного рельса [11] по подпунктам 2.4.1 - 2.4.12 настоящих Условий не применяют.