I. Общие положения

В сложившихся геополитических и экономических условиях проблема импортозамещения различных товаров и технологии становится одной из важнейших для современной России. Особенно это актуально для высокотехнологичной продукции, которая применяется в области информационно-коммуникационных технологий.

Широкое применение в деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) информационно-коммуникационных технологий способствует развитию внешнеэкономической деятельности и дальнейшему повышению качества таможенного администрирования. Их применение обеспечивает автоматизацию процесса поступления доходов в федеральный бюджет, минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности, связанные с совершением таможенных операций, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений, а также защиту отечественных производителей и охрану объектов интеллектуальной собственности.

С начала 90-х годов и по настоящее время в связи с отсутствием общесистемного программного обеспечения российского производства программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) разрабатываются и эксплуатируются на аппаратных платформах операционных систем компаний Microsoft, IBM и Oracle. Доля используемых таможенными органами маршрутизаторов, коммутаторов и оборудования видеоконференцсвязи иностранного производства составляет 98%. Сохраняется импортозависимость в части инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК).

Основной причиной возникновения такой ситуации явилось отсутствие в последние десятилетия отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий, способных конкурировать с зарубежными аналогами.

Концепция импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) определяет единую политику при проведении мероприятий по переходу на отечественные информационно-технические и программные средства, а также цели, задачи, основные принципы и объекты импортозамещения в таможенных органах в среднесрочной перспективе.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, правом Евразийского экономического союза, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.