II. Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования
II. Формирование антикоррупционного мировоззрения
у обучающихся по программам основного общего
и среднего общего образования
Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего и среднего общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание, экономика, право и др.
На протяжении исторического развития практически во все периоды времени имели место коррупционные действия различных должностных лиц. Так, древляне восстали против князя Игоря, когда он, пользуясь должностным положением, дополнительно потребовал с них дань; Екатерина Великая наделяла своих фаворитов дополнительными полномочиями и материальными ресурсами, а наиболее активные участники революционных событий, в том числе и бывшие преступники, занимали высокие посты в Советском государстве.
Подобные примеры в процессе изучения истории школьниками и студентами образовательных организаций среднего профессионального образования должны преподноситься с точки зрения причиненного вреда государству и обществу коррупционными действиями. Это должно делаться для того, чтобы, основываясь на опыте прошлого, не допускать противоправных деяний в настоящем и будущем.
Антикоррупционным элементом в программе "История России" являются следующие дидактические единицы:
Раздел курса
Дидактические единицы
Образовательный результат
Древнерусское государство
Причины появления коррупции в России.
Коррупционная составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства.
- способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате;
- осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления.
Складывание предпосылок образования Российского государства
Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей.
Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства.
- уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;
- осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов.
Завершение образования Российского государства
Брачные связи как коррупционное средство.
- формирование представления об эволюции конфликта интересов в российской истории.
Историческое развитие Российской империи в XVI - XVIII вв.
Превышение должностных полномочий.
Авторитаризм.
Формирование государственного механизма противодействия коррупции.
Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.
Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей.
Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.
- способность определить значение использования должностного положения в личных целях;
- понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции;
- общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления.
Россия в XIX в.
Сословная система как причина социального неравенства.
Государственные реформы социальной системы общества.
Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу.
- приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики в XIX в.;
- формирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией;
- обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества.
Советский период
Партийная коррупция как самостоятельное направление коррупционного поведения.
- уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;
- способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;
- понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии.
Учебный предмет "Обществознание" в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:
- способность выявлять признаки коррупционного поведения;
- осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера).
Общество
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.
Коррупция - социально опасное явление.
- способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;
- способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции;
- способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях.
Человек;
Человек в системе общественных отношений
Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности.
Мотивы коррупционного поведения.
- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
- понимание значимости правовых явлений для личности;
- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности;
- способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов.
Экономика
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.
- приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;
- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений.
Право
Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
- приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики;
- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества.
Политика как общественное явление
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
- способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции.
В рамках учебного предмета "Экономика" обеспечивается понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:
- способность оценить влияние коррупции на распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
- способность оценить коррупцию как фактор снижения экономического роста, инвестиций, предпринимательской активности, общего благосостояния граждан.
В рамках учебного предмета "Право" обеспечивается владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности, сформированность основ правового мышления. Представляется необходимым при осуществлении тематического планирования реализации данной дисциплины обеспечить включение отдельного комплексного раздела о противодействии коррупции:
Раздел курса
Дидактические единицы
Образовательный результат
Основы противодействия коррупции
Понятие коррупции.
Правовая основа противодействия коррупции.
Основные принципы противодействия коррупции.
Меры по профилактике коррупции.
Выявление и расследование коррупционных преступлений.
Государственная политика в сфере противодействия коррупции.
- способность правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества;
- способность охарактеризовать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции;
- знание основных направлений и принципов противодействия коррупции;
- знание основных мер по профилактике коррупции;
- способность выявить признаки основных коррупционных правонарушений;
- знание об актуальных направлениях
государственной политики в сфере противодействия коррупции.