II. Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования

II. Формирование антикоррупционного мировоззрения

у обучающихся по программам основного общего

и среднего общего образования

Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего и среднего общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание, экономика, право и др.

На протяжении исторического развития практически во все периоды времени имели место коррупционные действия различных должностных лиц. Так, древляне восстали против князя Игоря, когда он, пользуясь должностным положением, дополнительно потребовал с них дань; Екатерина Великая наделяла своих фаворитов дополнительными полномочиями и материальными ресурсами, а наиболее активные участники революционных событий, в том числе и бывшие преступники, занимали высокие посты в Советском государстве.

Подобные примеры в процессе изучения истории школьниками и студентами образовательных организаций среднего профессионального образования должны преподноситься с точки зрения причиненного вреда государству и обществу коррупционными действиями. Это должно делаться для того, чтобы, основываясь на опыте прошлого, не допускать противоправных деяний в настоящем и будущем.

Антикоррупционным элементом в программе "История России" являются следующие дидактические единицы:

Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Древнерусское государство

Причины появления коррупции в России.

Коррупционная составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства.

- способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате;

- осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления.

Складывание предпосылок образования Российского государства

Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей.

Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства.

- уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;

- осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов.

Завершение образования Российского государства

Брачные связи как коррупционное средство.

- формирование представления об эволюции конфликта интересов в российской истории.

Историческое развитие Российской империи в XVI - XVIII вв.

Превышение должностных полномочий.

Авторитаризм.

Формирование государственного механизма противодействия коррупции.

Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.

Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей.

Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.

- способность определить значение использования должностного положения в личных целях;

- понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции;

- общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления.

Россия в XIX в.

Сословная система как причина социального неравенства.

Государственные реформы социальной системы общества.

Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу.

- приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики в XIX в.;

- формирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией;

- обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества.

Советский период

Партийная коррупция как самостоятельное направление коррупционного поведения.

- уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;

- способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;

- понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии.

Учебный предмет "Обществознание" в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:

Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Политика и право

Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

- способность выявлять признаки коррупционного поведения;

- осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);

- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера).

Общество

Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.

Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.

Коррупция - социально опасное явление.

- способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;

- способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;

- способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции;

- способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях.

Человек;

Человек в системе общественных отношений

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.

Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности.

Мотивы коррупционного поведения.

- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;

- понимание значимости правовых явлений для личности;

- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;

- приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности;

- способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов.

Экономика

Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.

- приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;

- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений.

Право

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

- приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики;

- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;

- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;

- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;

- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества.

Политика как общественное явление

Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.

- способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции.

В рамках учебного предмета "Экономика" обеспечивается понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:

Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Основные проблемы экономики России

Коррупция - фактор, препятствующий экономическому росту.

Потери экономики от коррупции.

- способность оценить влияние коррупции на распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

- способность оценить коррупцию как фактор снижения экономического роста, инвестиций, предпринимательской активности, общего благосостояния граждан.

В рамках учебного предмета "Право" обеспечивается владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности, сформированность основ правового мышления. Представляется необходимым при осуществлении тематического планирования реализации данной дисциплины обеспечить включение отдельного комплексного раздела о противодействии коррупции:

Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Основы противодействия коррупции

Понятие коррупции.

Правовая основа противодействия коррупции.

Основные принципы противодействия коррупции.

Меры по профилактике коррупции.

Выявление и расследование коррупционных преступлений.

Государственная политика в сфере противодействия коррупции.

- способность правильно определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества;

- способность охарактеризовать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с противодействием коррупции;

- знание основных направлений и принципов противодействия коррупции;

- знание основных мер по профилактике коррупции;

- способность выявить признаки основных коррупционных правонарушений;

- знание об актуальных направлениях

государственной политики в сфере противодействия коррупции.