IV. Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся

IV. Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках

реализации программы воспитания и социализации обучающихся

Проблема коррупции, оценки ее влияния на общественные и государственные институты и поиска эффективных средств борьбы с ней является особенно актуальной для стран, прошедших период посткоммунистического транзита и находящихся в поиске новых стабильных принципов устройства экономической, социальной, правовой и духовной сфер жизни.

Ни для кого не секрет, что период радикального переустройства общества характеризовался слабостью государственных институтов, вызвавшей в обществе недоверие к идеям демократии, законности и равноправия. Именно поэтому мы стремимся сегодня к дополнительному развитию социальных "инстинктов" нетерпимости к любым проявлениям коррупции, вовлекая в соответствующую работу государственные органы, общественные объединения, институты общественно-государственного партнерства, и, конечно же, образовательные организации. Антикоррупционное просвещение призвано восполнить недостаток исторически сложившихся устоев и традиций нравственного поведения, гражданской позиции и представлений о правах и обязанностях личности.

Принципиально важным является выявление и рассмотрение объективных причин существования коррупции в обществе - иначе осуждение коррупции будет больше всего похоже на проявление ханжества и неискренности. Соблазны потребительского общества, формирующие приоритеты повышения уровня доходов и расходов, отношение к государственной службе как к средству повышения личного благосостояния - все это приводит к формированию негативного отношения к фактам коррупции со стороны других лиц, но не себя лично. Обосновать разрушительный, негативный характер подобной идеологии - важнейшая задача антикоррупционного просвещения. К числу иных причин расцвета коррупции в обществе также могут быть отнесены рост безработицы, экономический кризис, недофинансирование бюджетных расходов, противоречивость и неясность законодательного регулирования. Наконец, в качестве причины существования коррупции рассматривается национальный менталитет, устоявшиеся традиции и культурный фон общества. Весьма важно, чтобы указанные факторы не превращались в оправдание коррупции, в обоснование ее вечного, непреодолимого характера. Хотя верно то, что не существует государств с нулевым уровнем коррупции, очевидно, что достижение социально приемлемого уровня коррупции - весьма реальная цель, достигнутая во многих государствах.

Основные задачи, направления и ценностные основы формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования формулируются в рамках программы воспитания и социализации обучающихся.

На уровне основного общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.

В области формирования личностной культуры:

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Усвоение общечеловеческих и национальных ценностей

- формирование аксиологической базы правовой культуры и правосознания;

- изучение цивилизационных основ правомерного поведения.

Развитие целеустремленности и настойчивости в достижении результата

- формирование способности постановки и достижения социальных целей;

- формирование способности выявлять и использовать наиболее эффективные правомерные способы решения задач во всех сферах жизни.

В области формирования социальной культуры:

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Формирование гражданского самосознания

- создание основы для идентификации личности как участника социальных объединений: семьи, трудового коллектива, местного сообщества, государства;

- появление убежденности в необходимости активного участия в делах общества и государства.

Усвоение ценностей правового демократического государства

- позитивная оценка принципов законности, равенства прав и свобод человека и гражданина, верховенства права;

- уважение прав и свобод других лиц, негативная оценка правонарушений, посягающих на интересы общества.

При получении среднего общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач.

В области формирования личностной культуры:

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Формирование основ нравственного самосознания личности

- закрепление внутренних этических критериев выбора модели правомерного поведения;

- развитие механизмов нравственного самоконтроля;

- закрепление привычки активного реагирования в отношении опасных для общества коррупционных проявлений.

Формирование представлений о соотношении личного и общественного блага

- использование традиционных представлений о категориях морали и нравственности для закрепления убежденности в необходимости следования интересам общества при удовлетворении личных потребностей.

Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям

- формирование представлений о неизбежности наступления ответственности за нарушение моральных и правовых норм;

- признание персональной ответственности за совершение противоправного деяния.

В области формирования социальной культуры:

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Развитие патриотизма и гражданской солидарности

- осознание личного вклада в развитие общества и государства;

- идентификация личности в качестве гражданина - субъекта прав и обязанностей;

- признание значимых общественных ценностей (жизнь, свободное развитие человека, защищенность интересов граждан, общественная безопасность и правопорядок) в качестве личных жизненных ориентиров.

Усвоение гуманистических и демократических ценностей

- развитие нетерпимого отношения к противоправному поведению, несущему вред общественным отношениям;

- понимание значимости защиты общественных интересов, недопустимости разрушения институтов государства и гражданского общества;

- идентификация в качестве части многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) образования осуществляется в рамках целого ряда направлений, обеспечивающих в своем единстве духовно-нравственное развитие личности активного и ответственного гражданина. Формирование нетерпимого отношения к коррупции, развитие антикоррупционного мировоззрения является самостоятельным комплексным направлением воспитательной работы, в отношении которого в программе воспитания и социализации обучающихся определяются: воспитательные задачи, ключевые мероприятия, планируемые результаты, формы совместной деятельности семьи и школы.

Воспитательные задачи

- формирование навыков совместного поддержания порядка в коллективе;

- формирование навыков эффективного правомерного решения типовых ситуаций бытового характера;

- усвоение знаний о вреде коррупционных проявлений для личности, общества и государства;

- развитие общественной активности, направленной на предотвращение и пресечение коррупционного поведения;

- усвоение основных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

- формирование развитого бытового правосознания, создание условий для повышения уровня правовой культуры;

- развитие стремления к поиску правомерных форм взаимодействия с гражданами, структурами гражданского общества и органами государственной власти в рамках типовых ситуаций;

- формирование духовно-нравственных ориентиров, исключающих возможность коррупционного поведения;

- усвоение базовых знаний о мерах юридической ответственности, предусмотренных за совершение коррупционных правонарушений, и о неотвратимости наказания;

- развитие чувства нравственной ответственности за совершение коррупционных действий, наносящих ущерб общественным отношениям;

- усвоение знаний о безусловной общественной опасности коррупционных представлений, развенчание ложных стереотипов о "пользе" коррупции;

- формирование позитивного образа сотрудника правоохранительных органов.

Ключевые мероприятия

- выполнение творческих заданий по дисциплинам;

- проведение тематического классного часа;

- посещение с экскурсией органов государственной власти и местного самоуправления;

- сюжетно-ролевые творческие мероприятия;

- оформление наглядных пособий, презентаций, плакатов, стендов и т.п.;

- проведение бесед с представителями правоохранительных органов, юридического сообщества, депутатами представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

- проведение тематических конкурсов;

- проведение тематических бесед с обучающимися ("что такое коррупция?", "какой вред наносит коррупция?" и т.п.;

- обсуждение публикаций в средствах массовой информации, связанных с противодействием коррупции;

- организация мероприятий, приуроченных к памятным датам России (День российского парламентаризма, День Конституции), праздничным дням (День России) и иным соответствующим датам (День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, День юриста и пр.).

Планируемый образовательный результат

- нетерпимое отношение к проявлениям коррупционного поведения и их последствиям;

- умение вести дискуссию об общественной опасности коррупционного поведения;

- знания основных принципов антикоррупционной политики государства, формирование позитивного отношения к антикоррупционным мероприятиям;

- знание типовых ситуаций взаимодействия с органами государственной власти, содержащих в себе предпосылки для коррупционных проявлений;

- умение применять алгоритмы правомерного разрешения конфликтов интересов, возникающих в рамках взаимодействия с представителями органов государственной власти;

- заинтересованность в участии в мероприятиях, направленных на борьбу с коррупцией.

Совместная деятельность семьи и школы

- тематические родительские собрания;

- оформление информационных стендов;

- индивидуальные консультации и беседы;

- проведение опросов, иных форм социологических исследований.

Направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм занятий с обучающимися:

- изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);

- ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);

- участие во встречах с выпускниками школы;

- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);

- проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных этапах социализации обучающихся.

В рамках организационно-административного этапа осуществляется информационная поддержка реализации антикоррупционных инициатив в сфере деятельности образовательной организации, формирование в профессиональной среде образцов антикоррупционного сознания и поведения, оформление партнерских отношений с юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования, привлечение к проведению учебных и воспитательных мероприятий представителей правоохранительных органов, общественных объединений и т.п.

В рамках организационно-педагогического этапа осуществляется создание условий для практической социальной активности учащихся, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения. Обеспечивается возможность становления обучающихся в качестве субъектов различных видов общественных отношений, обеспечивающих взаимодействие со структурами гражданского общества (общественные объединения, общественные фонды, общественные движения), органами государственной власти, организациями профессионального и научного сообщества.

В процессе социализации обучающихся осуществляется формирование активной позиции по конкретным вопросам и проблемам противодействия коррупции, формирование корректной модели поведения обучающегося при взаимодействии с гражданами, организациями и государственными структурами, умения решать основные задачи и достигать необходимых целей в рамках концепции правомерного поведения, осознание обучающимся мотивов правомерного поведения, овладение методикой корректировки собственного поведения (самокритика, самоанализ).