V. Антикоррупционное воспитание в рамках формирования и реализации программы внеурочной деятельности
V. Антикоррупционное воспитание в рамках формирования
и реализации программы внеурочной деятельности
Для эффективного формирования антикоррупционного мировоззрения у учащихся необходимо проводить различные мероприятия во внеурочное время. При этом школьники и студенты должны в рамках реализации подобных образовательных форм ближе соприкасаться с практической деятельностью тех субъектов, которые так или иначе имеют возможность совершать правонарушения коррупционного характера. В случаях отсутствия такой возможности подобные ситуации необходимо моделировать в имеющихся условиях с привлечением максимального объема ресурсов.
Наибольший эффект может быть достигнут в тех случаях, когда учащегося естественным образом или искусственно помещают в относительно незнакомые условия и ставят задачу, решение которой может быть получено, в том числе с использованием коррупционного элемента. Дальнейшее моделирование ситуации может принимать различные формы в зависимости от того, какую линию воспитательного процесса выберет педагог. Так, можно просто обозначить, что совершение правонарушения в данной ситуации возможно, но за это неизбежно наступит ответственность. Допускается использование поощрения в том случае, если учащийся сознательно пренебрег коррупционным поведением и нашел выход из сложившийся ситуации законным способом. Кроме того, можно продумывать дополнительные вводные по разыгрываемой ситуации, которые существенным образом усложняют процесс решения задачи в случае, если обучаемый выбрал коррупционный вариант поведения.
Следует отметить, что в процессе проведения таких внеурочных занятий формируется не только антикоррупционное мировоззрение учащихся, но и укрепляются знания по тем дисциплинам, которые применимы в данной ситуации. Например, если студент, работающий в юридической клинике, получает вводную от своего куратора по указанной выше схеме, он, прежде всего, решает юридическую проблему, а неприязненное отношение к проявлениям коррупции формируется параллельно.
Высокую степень эффективности имеют и те мероприятия, проводимые во внеурочное время, которые изобилуют новыми впечатлениями у учащихся с параллельной демонстрацией нежелательного коррупционного поведения. Например, в рамках реализации данной деятельности представляется полезным посещение специализированных музеев, которые отражают деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. Элементом воспитания неприязненного отношения к совершению правонарушений является формирование в сознании учащихся естественного алгоритма "за любое противоправное деяние следует наказание". В этой связи во внеурочное время можно организовывать посещение музеев органов внутренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы и др.
Кроме того, во внеурочное время можно предусмотреть посещение государств с передовыми показателями уровня противодействия коррупции, которые можно совмещать с каникулярным отдыхом учащихся. При этом помимо экскурсионных программ следует проводить встречи студентов и школьников с государственными служащими таких стран, предметом которых было бы обсуждение проблем коррупции в данном регионе. По статистическим данным независимых организаций, к таким государствам относятся скандинавские и западноевропейские страны <2>. Подобные встречи могут быть полезны также и на территории российского государства. Проводимые встречи учащихся с государственными и муниципальными служащими разного уровня должны затрагивать, в том числе, коррупционную составляющую. О вреде коррупции более правдоподобно и красноречиво расскажут те, кто в своей профессиональной деятельности так или иначе с ней сталкиваются.
--------------------------------
<2> Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года//Информационно-аналитический портал "Центр гуманитарных технологий". URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004.
Немаловажным направлением внеурочной работы с учащимися по формированию антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание. Только сильное государство способно обеспечить наше будущее, а также будущее наших близких. Коррупциогенный фактор расшатывает любую, даже самую крепкую государственную машину. Данный аспект может обсуждаться в процессе проведения встреч учащихся с ветеранами войн, труда, правоохранительных органов, работниками культурно-массового сектора.
В рамках проведения любых из обозначенных встреч во внеурочное время можно давать домашнее задание школьникам и студентам, которые бы готовили обзоры, доклады и иные выступления о вреде коррупции применительно к предмету обсуждения на запланированной встрече. Это позволяло бы становиться не простыми слушателями тех, кто уже имеет определенный жизненный и практический опыт, а активными участниками проводимых мероприятий, что в большей степени формирует интерес к обсуждаемой проблематике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей