V. Антикоррупционное воспитание в рамках формирования и реализации программы внеурочной деятельности

V. Антикоррупционное воспитание в рамках формирования

и реализации программы внеурочной деятельности

Для эффективного формирования антикоррупционного мировоззрения у учащихся необходимо проводить различные мероприятия во внеурочное время. При этом школьники и студенты должны в рамках реализации подобных образовательных форм ближе соприкасаться с практической деятельностью тех субъектов, которые так или иначе имеют возможность совершать правонарушения коррупционного характера. В случаях отсутствия такой возможности подобные ситуации необходимо моделировать в имеющихся условиях с привлечением максимального объема ресурсов.

Наибольший эффект может быть достигнут в тех случаях, когда учащегося естественным образом или искусственно помещают в относительно незнакомые условия и ставят задачу, решение которой может быть получено, в том числе с использованием коррупционного элемента. Дальнейшее моделирование ситуации может принимать различные формы в зависимости от того, какую линию воспитательного процесса выберет педагог. Так, можно просто обозначить, что совершение правонарушения в данной ситуации возможно, но за это неизбежно наступит ответственность. Допускается использование поощрения в том случае, если учащийся сознательно пренебрег коррупционным поведением и нашел выход из сложившийся ситуации законным способом. Кроме того, можно продумывать дополнительные вводные по разыгрываемой ситуации, которые существенным образом усложняют процесс решения задачи в случае, если обучаемый выбрал коррупционный вариант поведения.

Следует отметить, что в процессе проведения таких внеурочных занятий формируется не только антикоррупционное мировоззрение учащихся, но и укрепляются знания по тем дисциплинам, которые применимы в данной ситуации. Например, если студент, работающий в юридической клинике, получает вводную от своего куратора по указанной выше схеме, он, прежде всего, решает юридическую проблему, а неприязненное отношение к проявлениям коррупции формируется параллельно.

Высокую степень эффективности имеют и те мероприятия, проводимые во внеурочное время, которые изобилуют новыми впечатлениями у учащихся с параллельной демонстрацией нежелательного коррупционного поведения. Например, в рамках реализации данной деятельности представляется полезным посещение специализированных музеев, которые отражают деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. Элементом воспитания неприязненного отношения к совершению правонарушений является формирование в сознании учащихся естественного алгоритма "за любое противоправное деяние следует наказание". В этой связи во внеурочное время можно организовывать посещение музеев органов внутренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы и др.

Кроме того, во внеурочное время можно предусмотреть посещение государств с передовыми показателями уровня противодействия коррупции, которые можно совмещать с каникулярным отдыхом учащихся. При этом помимо экскурсионных программ следует проводить встречи студентов и школьников с государственными служащими таких стран, предметом которых было бы обсуждение проблем коррупции в данном регионе. По статистическим данным независимых организаций, к таким государствам относятся скандинавские и западноевропейские страны <2>. Подобные встречи могут быть полезны также и на территории российского государства. Проводимые встречи учащихся с государственными и муниципальными служащими разного уровня должны затрагивать, в том числе, коррупционную составляющую. О вреде коррупции более правдоподобно и красноречиво расскажут те, кто в своей профессиональной деятельности так или иначе с ней сталкиваются.

--------------------------------

<2> Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года//Информационно-аналитический портал "Центр гуманитарных технологий". URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004.

N п/п

Название мероприятия

Форма мероприятия

Продолжительность

Содержание

Результат мероприятия (что сформировано)

1

Осуществление практической деятельности

Деловая игра

4 часа

Учащийся получает задачу от своего куратора, решение которой возможно, в том числе с использованием коррупционных схем. Студент или школьник принимает необходимое решение, разрешает ситуацию. Куратор оценивает действия своего подопечного и дает необходимые комментарии.

В результате учащийся понимает, в каких случаях может возникнуть опасность коррупционного проявления, в дальнейшем будет стремиться ее избегать.

2

Изучение зарубежного опыта

Заграничный экскурсионный отдых с параллельным проведением встреч с представителями государственных органов

5 дней

Учащиеся знакомятся с общими условиями жизни зарубежных государств, которые по независимым данным обладают наименьшим уровнем коррупции. На встречах с различными зарубежными должностными лицами студенты и школьники обсуждают проблемы коррупции, перенимают передовой опыт соответствующих государств, выступают с докладами по предмету соответствующих встреч.

Учащиеся знакомятся с передовым опытом зарубежных государств, приходят к пониманию, что достойные условия жизни достигаются, в том числе, благодаря противодействию коррупции, а также недопущению ее проявлений. Эти факторы выступают мотивами применения такого опыта в России.

3

Знакомство с работой российских органов государственной власти и местного самоуправления

Встречи с должностными лицами

4 часа

Обучающиеся принимают участие во встречах с должностными лицами разного уровня, в рамках которых знакомятся с особенностями работы чиновников, деятельность которых подвержена коррупционным рискам. Обсуждают проблемы коррупции в России, выступают с докладами по предмету встречи, участвуют в дискуссии.

Студенты и школьники получают общее представление о работе государственных и муниципальных органов, узнают о вреде конфликта интересов, осознают необходимость преодоления коррупционных рисков.

4

Патриотическое воспитание

Встречи с ветеранами

4 часа

Обучающиеся принимают участие во встречах с наиболее уважаемыми пенсионерами правоохранительных органов, участниками боевых действий и др. В процессе проведения таких встреч узнают о положительном опыте прошлого, а также обсуждают современные проблемы коррупции. К таким мероприятиям учащиеся могут готовить выступления по предмету встречи.

Студенты и школьники получают общее представление об организации деятельности, связанной с проявлением коррупции в прошлом. Приходят к пониманию положительных сторон жизни без данного антиобщественного явления.

5

Знакомство с методами противодействия коррупции

Посещение музеев правоохранительных органов

8 часов

Учащиеся организованно посещают музеи органов внутренних дел, служб безопасности, уголовно-исполнительной системы, в рамках проведения которых знакомятся с методами противодействия коррупции.

Формируется правильное восприятие юридического термина неотвратимости наказания за совершенное, в том числе, коррупционное правонарушение.

Немаловажным направлением внеурочной работы с учащимися по формированию антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание. Только сильное государство способно обеспечить наше будущее, а также будущее наших близких. Коррупциогенный фактор расшатывает любую, даже самую крепкую государственную машину. Данный аспект может обсуждаться в процессе проведения встреч учащихся с ветеранами войн, труда, правоохранительных органов, работниками культурно-массового сектора.

В рамках проведения любых из обозначенных встреч во внеурочное время можно давать домашнее задание школьникам и студентам, которые бы готовили обзоры, доклады и иные выступления о вреде коррупции применительно к предмету обсуждения на запланированной встрече. Это позволяло бы становиться не простыми слушателями тех, кто уже имеет определенный жизненный и практический опыт, а активными участниками проводимых мероприятий, что в большей степени формирует интерес к обсуждаемой проблематике.