Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящее руководство по безопасности "Расследование и учет нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (далее - руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", пунктом 5.3.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях" (НП-067-11), утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. N 67 (зарегистрирован в Минюсте России 29 марта 2012 г., регистрационный N 23652) (далее - Правила УК РВ и РАО).

2. Настоящее руководство по безопасности содержит рекомендации Ростехнадзора по расследованию, учету нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - РВ и РАО) в организации.

3. Настоящее руководство по безопасности предназначено для организаций, осуществляющих обращение с РВ и (или) РАО (далее - организации), на которые распространяются требования Правил УК РВ и РАО.

4. Основными целями расследования и учета нарушений в учете и контроле РВ и РАО является их устранение, установление причин обнаруженных нарушений и разработка мер для предотвращения нарушений в дальнейшем.

5. Нарушениями в учете и контроле РВ и РАО являются:

недостача или излишек РВ и РАО;

несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО;

ошибки в учетных или отчетных документах;

повреждения средств контроля доступа к РВ и РАО;

несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным;

нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО;

другие нарушения требований к учету и контролю, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, иными нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами организации.

6. Недостача (излишек) РВ и РАО включает в себя (имеет признаки):

недостача (излишек) учетных единиц (в том числе изделий или упаковок) РВ или РАО;

обнаружение неучтенных РВ и РАО на территории организации;

наличие расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве РВ и РАО;

расхождения значений фактически наличного количества РВ и РАО с данными учетных документов, выявленные в ходе инвентаризации или при проведении подтверждающих измерений.

7. Несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и РАО включает в себя (имеет признаки):

перемещение или использование РВ и РАО без наличия разрешения (авторизации) на такое перемещение (использование) от уполномоченного лица организации;

передача РВ и РАО организациям (в том числе для проведения работ), не имеющим лицензии (разрешения) на обращение с РВ и РАО.

8. Ошибки в учетных или отчетных документах включают в себя (имеют признаки):

несоответствие данных в разных формах учетных документов или в разных формах отчетных документов;

несоответствие данных в отчетных документах данным в учетных документах;

отсутствие требуемых данных в учетных или отчетных документах (отсутствие заполнения обязательных позиций в учетных или отчетных документах).

9. Повреждения средств контроля доступа к РВ и РАО включают в себя (имеют признаки):

нарушение целостности учетной единицы РВ или РАО без разрушения пломбировочного устройства (далее - ПУ);

поврежденное, разрушенное ПУ, установленное на объекте контроля;

несоответствие номера ПУ, либо типа ПУ, либо объекта пломбировки документально зарегистрированным данным об установке ПУ;

несоответствие способа установки ПУ инструкции (документации) по его установке;

несоответствующее по типу либо несанкционированное к применению ПУ.

10. Несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным включает в себя (имеет признаки):

несоответствие учетных данных по учетной единице РВ или РАО фактическим параметрам, в том числе несоответствие серийного номера или типа (модели) источника, изделия или упаковки с РВ и РАО, несоответствие вида РВ или РАО, несоответствие категории источника или РАО, несоответствие активности РВ или РАО (к несоответствию активности не относится уменьшение активности в связи с естественным распадом радионуклидов).

11. Нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО включает в себя (имеет признаки):

нарушение процедур, порядка использования и передачи РВ и РАО, установленных в документах по применению РВ и РАО, обращения с ними, их передачи (включает в себя требования, установленные в организационно-распорядительных документах организации, инструкциях по применению источников и изделий, содержащих РВ и РАО).

12. Организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, рекомендуется обеспечивать сбор, документирование и хранение информации о недостачах (излишках) и других нарушениях в учете и контроле РВ и РАО в форме, обеспечивающей доступность и сохранность указанной информации, возможность оперативного представления ее уполномоченному органу регулирования безопасности на протяжении всего срока осуществления деятельности с РВ и РАО.

13. При учете и документировании информации о недостачах (излишках) и других нарушениях в учете и контроле РВ и РАО рекомендуется указывать следующие сведения:

дата и время обнаружения недостачи (излишков) или нарушения;

подразделение организации, в котором обнаружены недостача (излишек) или нарушение;

описание обнаруженных недостачи (излишка) или нарушения.

При обнаружении недостачи (излишка) РВ и РАО рекомендуется указывать:

описание обстоятельств, события или серии событий, позволивших обнаружить недостачу (излишек) или нарушение;

предполагаемые причины недостачи (излишка) или нарушения;

количественные и качественные характеристики РВ и/или РАО, с которыми связана недостача (излишек) или нарушение.

Если выявлено нарушение, не относящееся к недостаче (излишку) РВ и РАО, то рекомендуется также указывать принятые меры по исправлению выявленного нарушения и его причин.

14. Рекомендуется в Инструкции по учету и контролю РВ и РАО в организации или в отдельном документе установить порядок документальной регистрации и расследования выявленных нарушений в учете и контроле РВ и РАО.