3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Согласно Положению по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются краны (РД 10-528-03), экспертное обследование (техническое диагностирование) крана рекомендуется проводить в следующих случаях:

- по окончании срока службы;

- после аварии крана (при необходимости его восстановления);

- при выявлении в процессе эксплуатации крана дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно.

3.2. Срок службы крана устанавливается заводом-изготовителем и указывается в его паспорте. Срок службы крана исчисляется с даты его выпуска. При отсутствии в паспорте крана сведений о сроке службы крана он назначается (назначенный срок службы) в соответствии с таблицей 1 - п. 3.13.

3.3. МР предусматриваются следующие виды экспертного обследования крана с истекшим сроком службы:

- первичное (в том числе и обследование после замены узлов);

- повторное;

- внеочередное.

Первичное экспертное обследование крана проводится после выработки срока службы, установленного изготовителем и занесенного в паспорт крана, а в случае его отсутствия - в соответствии с указанным в п. 3.13, таблица 1.

Повторное экспертное обследование крана проводится в сроки, установленные экспертной организацией, проводившей предыдущее обследование, и внесенные в заключение, но в соответствии с установившейся практикой не реже 1 раза в два года в зависимости от технического состояния, в первую очередь несущих металлоконструкций, узлов и систем, непосредственно влияющих на безопасную эксплуатацию крана.

Внеочередное экспертное обследование крана может проводиться вне зависимости от срока эксплуатации крана:

- по требованию Ростехнадзора или по заявлению заказчика;

- в случаях выявления опасных дефектов в металлоконструкциях крана, вызывающих переход ее в предельное состояние;

- при подготовке дубликата паспорта;

- после модернизации, реконструкции, ремонта, монтажа, аварии;

- после мероприятий, проведенных на кране, которые могут снизить работоспособность крана или вообще привести к потере работоспособности.

3.4. Количество повторных обследований определяется типом, назначением и условием эксплуатации крана и может быть ограничено либо его техническим состоянием на момент обследования и требованиями безопасности, либо экономической целесообразностью.

3.5. Период, на который продлевается срок службы крана, устанавливается экспертной организацией в соответствии с нормативной документацией настоящих МР (раздел 12) и зависит от следующих факторов:

- технического состояния крана на момент экспертизы;

- соответствия фактического режима эксплуатации крана паспортному. В случае превышения паспортного режима крана требуется дополнительная проверка (расчет) ее металлоконструкций на сопротивление усталости;

- степени агрессивности окружающей среды;

- количества и качества ремонтов базовых конструкций;

- величины износа, в том числе коррозии элементов конструкции;

- наличия остаточных деформаций несущих металлоконструкций;

- результатов расчета остаточного ресурса и др.

Перечисленные факты могут служить основанием для сокращения периодичности обследований.

3.6. Оценка остаточного ресурса по балльной системе проводится для всех кранов, отработавших назначенный срок службы.

Расчет базовых конструкций кранов на сопротивление усталостным разрушениям для определения возможности и срока дальнейшей эксплуатации его с паспортными (или измененными) характеристиками выполняет специализированная организация, имеющая специалистов III уровня по технической диагностике.

В целях обеспечения гарантии безопасной эксплуатации крана расчет остаточного ресурса требуется выполнять для кранов:

- срок службы которых после установленного заводом-изготовителем (или назначенного таблицей 1) превышает 10 лет;

- техническое состояние базовых конструкций которых требует капитального ремонта или замены элементов;

- режимы работы которых превышают паспортные;

- если окружающая среда эксплуатации агрессивна;

- которым требуется проводить реконструкцию или модернизацию под новые технологии.

Расчет остаточного ресурса крана может быть выполнен и вне зависимости от срока его эксплуатации для любых обстоятельств, требующих данных о технических возможностях крана.

Расчет остаточного ресурса может проводить эксперт высшей квалификации, имеющий соответствующее удостоверение.

3.7. По результатам расчетов остаточного ресурса крана, отработавшего назначенный срок службы, экспертная организация может продлить срок его эксплуатации. Запись о продлении срока службы вносится в паспорт крана на основании заключения экспертной организации.

3.8. Экспертному обследованию должны подвергаться краны, находящиеся в рабочем состоянии.

3.9. Экспертное обследование на предмет продления срока службы в случае необходимости проводится в любых условиях, но рекомендуется его совмещать с перемонтажом крана, проведением текущего ремонта или технического освидетельствования, желательно в сухой летний период времени. В этих целях сроки до начала проведения обследований кранов, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, могут увеличиться до 3 месяцев.

3.10. Экспертному обследованию подлежат краны импортного производства вне зависимости от даты их выпуска в целях:

- установления соответствия их конструкции и технической документации нормам и требованиям НТД России;

- внесения изменений и дополнений в части безопасной эксплуатации крана (в случае необходимости);

- подготовки (корректировки) эксплуатационной документации его согласно требованиям Ростехнадзора;

- получения разрешения на эксплуатацию импортной техники на территории России.

Экспертное обследование импортной техники выполняют специализированные организации, имеющие в своем составе специалистов - экспертов по подъемным сооружениям (далее - ПС) и рекомендации Ростехнадзора на право проведения этих работ.

Срок службы импортного крана соответствует записи, сделанной в паспорте заводом-изготовителем. В случае отсутствия такой записи срок службы крана оценивается также, как назначенный срок службы согласно таблице 1.

С момента регистрации в органах Ростехнадзора импортный кран, отработавший свой назначенный срок службы, подлежит технической диагностике согласно настоящим МР. Контроль соблюдения периодичности и качества экспертных обследований крана осуществляется на предприятиях лицами по надзору за безопасной эксплуатацией крана и территориальными органами ростехнадзора.

3.11. Заключения по экспертному обследованию крана, отработавшего назначенный срок службы, подлежат регистрации в территориальных органах ростехнадзора.

3.12. МР не отменяют рекомендаций и указаний эксплуатационной документации на кран, информационных писем заводов-изготовителей, проектных организаций и головных институтов, приказов и распоряжений Ростехнадзора.

3.13. Сроки службы кранов до начала экспертных обследований приведены в таблице 1 в знаменателе, в числителе - назначенный срок службы.

Таблица 1

СРОКИ СЛУЖБЫ КРАНОВ ДО НАЧАЛА ЭКСПЕРТНЫХ

ОБСЛЕДОВАНИЙ И НАЗНАЧЕННЫЙ СРОК СЛУЖБЫ

┌──────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ Типы кранов по │ Грузоподъемность │ Назначенный срок службы, лет/ │

│ типу хода │ крана, т │ Срок службы крана до начала │

│ (ГОСТ 22827) │ │ экспертных обследований, лет │

├──────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────────┤

│КА │любая грузоподъемность│10/8 │

├──────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────────┤

│КП, КГ, КК │до 100 включительно │10/8 │

│ │более 100 │13/10 │

├──────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────────┤

│КШ - на шасси │до 100 включительно │10/8 │

│автомобильного │до 250 включительно │13/10 │

│типа │более 250 │15/10 │

├──────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────────────┤

│КВ - на шасси │до 100 включительно │10/8 │

│повышенной │до 250 включительно │13/10 │

│проходимости │более 250 │15/10 │

├──────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────────────┤

│КВ - КРАН НА ШАССИ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ, ИМЕЮЩИЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКУЮ │

│ПОЛНОПРИВОДНУЮ ТРАНСМИССИЮ, ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКУЮ, РЕГУЛИРУЕМУЮ ПОДВЕСКУ │

│МОСТОВ, ВСЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ КОЛЕСА И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ, КОТОРЫХ НЕТ У КРАНОВ│

│НА ШАССИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА. │

│Краны-манипуляторы на всех типах хода 8/6 │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.14. Методические рекомендации можно использовать также для оценки технического состояния:

- кранов в целом при техническом освидетельствовании в период нормативного срока службы;

- кранов в целом после аварии;

- отдельных крановых узлов с целью решения вопроса об использовании их в качестве запасных частей. Кран, на который установлены новые (или отремонтированные) узлы, должен пройти обследование после приведения его в работоспособное состояние.

3.15. Организация проведения обследования.

3.15.1. Подготовка к обследованию технического состояния крана проводится в соответствии с требованиями МР.

3.15.2. Кран, подлежащий обследованию, его владельцем должен быть накануне обследования очищен от грязи, ржавчины, отслоений краски.

С краном должны быть представлены паспорт, где должны содержаться сведения о проведенных ремонтах и технических освидетельствованиях, сведения о технических изменениях конструкции; руководство по эксплуатации.

При отсутствии паспорта, других указанных документов они должны быть восстановлены (разработаны специализированной организацией).

При повторных обследованиях необходимо представить материалы предыдущего обследования.

3.15.3. При обследовании крана, его осмотр и дефектоскопия могут проводиться в помещении или на площадке, а испытания должны проводиться на площадке. Помещение или площадка, на которых проводится обследование, должны:

- иметь размеры, достаточные для выдвижения телескопической стрелы крана в нижнем положении на полную длину или опускания решетчатой стрелы максимальной длины;

- быть свободны от посторонних объектов, мешающих доступу к узлам крана;

- быть оборудованы источником света.

Площадка должна иметь размеры, достаточные для того, чтобы кран мог повернуться на любой угол, и иметь уклон не более 0,5%.

При проведении испытаний, входящих в состав обследования, следует пользоваться аттестованными грузами в соответствии с грузовой характеристикой, а в случае их отсутствия грузами, удобными к строповке через динамометр. Погрешность измерения контрольных грузов не более 1% (Приложение 6).

3.15.4. Технические средства, необходимые для обследования, рекомендуется выбирать из перечня, приведенного в Приложении 6. Приборы и измерительные инструменты должны иметь действующие свидетельства о поверке.

3.15.5. Операторы-дефектоскописты должны быть подготовлены в установленном порядке и иметь удостоверения на право проведения работ по обследованию.