8.1. Оценка остаточного ресурса по балльной шкале

8.1.1. Оценка остаточного ресурса крана по совокупности дефектов (балльная система) делается для всех кранов, отработавших нормативный срок службы. Результаты подсчета остаточного ресурса по балльной системе включаются в заключение. Форма оценки остаточного ресурса приведена в таблице 2.

8.1.2. Расчет остаточного ресурса выполняется в случаях, перечисленных в п. 3.6 МР, по рекомендациям (методикам), согласованным с Ростехнадзором.

8.1.3. Исходными данными для определения остаточного ресурса являются:

результаты обследования крана в соответствии с настоящими рекомендациями;

данные, характеризующие использование крана за весь срок ее эксплуатации (число циклов, распределение транспортируемых грузов по массам, степень агрессивности среды и т.п.);

данные о химическом составе и механических свойствах металла расчетных элементов металлических конструкций в момент выполнения оценки остаточного ресурса;

данные о геометрии расчетных элементов металлической конструкции с учетом фактической коррозии, ремонтов, реконструкций;

руководящие документы и стандарты по оценке остаточного ресурса, по расчету металлических конструкций данного типа, в том числе на усталостную прочность (при наличии);

результаты тензометрирования и методов неразрушающего контроля оцениваемых металлических конструкций (при необходимости);

расчет металлической конструкции на прочность и сопротивление усталостным разрушениям.

8.1.4. Расчет остаточного ресурса передается владельцу крана. Расчет должен содержать заключение о возможности и условиях дальнейшей эксплуатации крана.

8.1.5. Остаточный ресурс должен определяться в зависимости от технического состояния металлоконструкций и вида ведущего повреждения по критериям:

- коррозии;

- износа (если имеется).

Допускается для стреловых кранов и кранов-манипуляторов всех грузоподъемностей определять возможность их дальнейшей эксплуатации по состоянию его металлоконструкций, оцениваемого по балльной системе. Каждый дефект металлоконструкций выражается в баллах согласно таблице 2. Оцениваются лишь несущие металлоконструкции. Лестницы, площадки, ограждения и т.п. во внимание не принимаются.

Каждый дефект, требующий ремонта, должен быть в зависимости от причины его возникновения отнесен к одной из трех групп:

1. Дефекты изготовления и монтажа (дефекты сварных швов, деформации, полученные при монтаже и др.);

2. Дефекты, возникшие вследствие грубого нарушения нормальной эксплуатации (перегрузка, удар грузом о стрелу, удар крана о какое-либо сооружение, опрокидывание крана и т.д.);

3. Дефекты, возникшие в условиях нормальной эксплуатации при отсутствии недостатков изготовления и монтажа.

К этой группе относятся все дефекты, не вошедшие в первые две группы, в том числе и дефекты, возникающие вследствие ошибок при проектировании.

Каждому дефекту соответствует определенное количество баллов, определяемое по таблице 2.

Таблица 2

ОЦЕНКА ДЕФЕКТОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ

ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА) В БАЛЛАХ

крана г/п _____ т, зав. N _____, рег. N _____

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ Вид дефекта │ Характеристика дефектов │

│ ├─────────┬─────────────┬────────────┤

│ │Дефекты │Дефекты, воз-│Дефекты, │

│ │изготов- │никшие из-за │возникшие │

│ │ления или│грубого нару-│при нормаль-│

│ │монтажа │шения норм. │ной эксплуа-│

│ │ │эксплуатации │тации │

│ ├─────────┴─────────────┴────────────┤

│ │ Количество баллов │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│1. Нарушение лакокрасочного покрытия│0,5 │

├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤

│2. Коррозия ответственных элементов │ │

│ до 5% толщины элемента вкл. │0,2 │

│ до 10% толщины элемента вкл. │1 │

│ свыше 10% толщины элемента │10 │

├────────────────────────────────────┼─────────┬─────────────┬────────────┤

│3. Трещины, разрывы в швах или в │1 │1 │4 │

│околошовной зоне │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼────────────┤

│4. Трещины, разрывы в зонах, │1 │1 │5 │

│удаленных от сварных швов │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼────────────┤

│5. Ослабление болтовых соединений, в│0,5 │0,5 │1 │

│которых болты работают на растяжение│ │ │ │

│(а также износ резьбы винтовых опор)│ │ │ │

├────────────────────────────────────┼─────────┴─────────────┴────────────┤

│6. Ослабление болтовых соединений, в│2 │

│которых болты работают на срез │ │

├────────────────────────────────────┼─────────┬─────────────┬────────────┤

│7. Деформации элементов решетчатых │ │ │ │

│конструкций, превышающие предельные │ │ │ │

│значения: │ │ │ │

│ 7.1. Пояса │1 │2,5 │5 │

│ 7.2. Элементы решетки │0,5 │1 │2 │

├────────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼────────────┤

│8. Деформации элементов листовых │1 │1,5 │5 │

│конструкций, превышающие предельные │ │ │ │

│значения │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼─────────┴─────────────┴────────────┤

│9. Расслоение металла │5 │

├────────────────────────────────────┼─────────┬─────────────┬────────────┤

│10. Смятие проушин и выработка │1 │1,5 │3 │

│отверстий в шарнирах, превышающие │ │ │ │

│предельные значения │ │ │ │

├────────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼────────────┤

│11. Любые дефекты, возникшие в месте│1 │2 │5 │

│предыдущего ремонта │ │ │ │

└────────────────────────────────────┴─────────┴─────────────┴────────────┘

Итоговую запись делает эксперт.

"Вывод

Оценку остаточного ресурса произвел: ______________ ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

"______________"

(дата)

Решение о возможности дальнейшей эксплуатации принимает комиссия с учетом следующих рекомендаций:

- при суммарном числе баллов менее 5 после ремонта кран может эксплуатироваться с паспортной грузоподъемностью;

- при суммарном числе баллов от 5 до 10 включительно в случаях, когда имеются дефекты не менее 3 баллов, грузоподъемность крана после ремонта на всех вылетах должна быть снижена не менее чем на 25% (кран должен быть переведен в более низкую размерную группу), и к паспорту приложены соответствующие грузовые характеристики, а ОГП соответственно должен быть перенастроен (в необходимых случаях должен быть уменьшен противовес);

- при суммарном числе баллов более 10 кран подлежит снятию с эксплуатации и списанию либо должна быть произведена замена дефектного узла.