8. Суммы санкций, уплаченные во внебюджетные фонды и Банку России, не подлежат отнесению на себестоимость оказываемых банками услуг

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 8 исключен (Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ", N 11 (ч. 2), 2003).

8. Суммы санкций, уплаченные во внебюджетные фонды

и Банку России, не подлежат отнесению на себестоимость

оказываемых банками услуг

Коммерческий банк обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налоговой инспекции о взыскании налога на прибыль и применении финансовых санкций.

Из представленных документов следовало, что истец, руководствуясь пунктом 21 Положения, помимо обязательных отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд социального страхования Российской Федерации, отнес на себестоимость оказываемых банком услуг суммы, внесенные в указанные фонды в виде санкций. Кроме того, в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за занижение отчислений в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, к истцу областным управлением Банка России были применены санкции, суммы которых перечислены Банку России. Суммы штрафов банк также отнес на себестоимость банковских услуг.

По мнению истца, к расходам, не подлежащим отнесению на себестоимость оказываемых банками услуг, относятся внесенные в виде санкций суммы в бюджет (пункт 76 Положения), а не во внебюджетные фонды или в Банк России.

В обоснование правомерности своих действий банк сослался на пункт 2 Положения "О Пенсионном фонде Российской Федерации" (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1) и пункт 2 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101), в соответствии с которыми денежные средства данных фондов в состав бюджетов не входят. В связи с этим пункт 76 Положения в данном случае применению не подлежит.

Что же касается штрафов, налагаемых на коммерческий банк Управлением Банка России, то они перечисляются на счета Банка России, а не в бюджет, что, по мнению истца, позволяет отнести эти штрафы на себестоимость банковских услуг.

Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, согласившись со следующими доводами налоговой инспекции.

В разделе II Положения перечислены расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг, а в разделе III Положения - расходы, относимые на финансовые результаты деятельности банков. Указанные перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Перечень расходов, не подлежащих отнесению к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг (раздел IV Положения), напротив, исчерпывающим не является.

Упоминание в пункте 76 Положения только сумм, внесенных в виде санкций в бюджет, не дает оснований расширительно толковать пункт 21 Положения, в силу которого на себестоимость относятся только обязательные отчисления банка в соответствующие внебюджетные фонды, производимые согласно законодательству. Не предусмотрено Положением и отнесения на расходы банка сумм штрафов, налагаемых Банком России. Поэтому суммы, внесенные в виде санкций во внебюджетные фонды, а также на счета Банка России в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", относятся к расходам, указанным в пункте 77 Положения ("Прочие расходы"). Такие расходы могут осуществляться только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка после уплаты налогов и других обязательных платежей.