10. Вознаграждение, получаемое банком за прием платежей от физических лиц, не включается в облагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 10 исключен (Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ", N 11 (ч. 2), 2003).

10. Вознаграждение, получаемое банком за прием

платежей от физических лиц, не включается в облагаемый

оборот по налогу на добавленную стоимость

Коммерческий банк обратился в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налоговой инспекции о взыскании налога на добавленную стоимость и применении финансовых санкций.

В решении налоговой инспекции по результатам проверки банка зафиксировано нарушение в виде невключения истцом в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот вознаграждения за прием банком коммунальных и иных платежей от населения. По мнению налоговой инспекции, данная операция банка является посреднической (между плательщиками - физическими лицами и коммунальными предприятиями) и поэтому на нее не распространяются правила об освобождении от налогообложения, установленные подпунктами "е", "ж" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Арбитражный суд исковые требования удовлетворил, мотивировав свое решение следующим.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относится кассовое обслуживание физических лиц.

Операции по приему коммунальных и иных платежей от населения и перечислению их на счета юридических лиц, не имеющих расчетных счетов в данном банке, не являются посредническими, так как в соответствии с договором поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия, а по договору комиссии комиссионер обязуется от своего имени, но за счет комитента совершить одну или несколько сделок. В данном же случае банк, будучи специализированным учреждением, осуществлял расчетные операции и не являлся представителем (посредником) по договорам между физическими лицами и коммунальными предприятиями. Сам по себе факт получения банком вознаграждения за совершение расчетных операций и кассовое обслуживание физических лиц не свидетельствует о том, что банком осуществлены посреднические услуги.

Таким образом, коммерческий банк правомерно руководствовался требованиями, установленными в подпунктах "е" и "ж" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Правильность подобного подхода подтверждена тем, что Федеральным законом от 31.07.98 N 151-ФЗ перечень банковских операций, установленный статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", дополнен пунктом 9 следующего содержания: "Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)".