Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7. Подготовка собственно проекта нормативного акта

7.1. Написание проекта нормативного акта должно отвечать следующим критериям:

- логическое развитие темы правового регулирования;

- стройность и последовательность изложения норм (от общего к частному, от наиболее важного к менее важному);

- полнота охватываемого материала;

- логическая и грамматическая связанность текста;

- четкость и ясность излагаемых норм, отсутствие недоговоренностей или пробелов в нормативном регулировании;

- внутренняя согласованность, согласованность с параллельно действующими нормами, увязка с нормами, которые необходимо отменить, изменить или дополнить;

- простота языка, недопущение сложных лексических конструкций, обеспечение правильности и исключение возможности различного понимания и толкования текста;

- создание условий для эффективной реализации нормативного акта.

7.2. Проект нормативного акта излагается посредством юридической лексики, используемой в Таможенном кодексе Российской Федерации и в других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Не допускается использование в тексте нормативного акта абстрактных и декларативных формулировок.

Не допускается применение образных сравнений, эпитетов, слов - синонимов, аналогов, метафор, многозначных слов и выражений, новых терминов, если этими словами и терминами обозначаются явления, уже однозначно названные в нормативных правовых актах Российской Федерации. Новые термины используются лишь в случае, если преследуется цель обозначить ими новое явление либо изменить используемую терминологию, которая стала устаревшей в связи с принятием нового законодательства.

Новые или малоизвестные термины должны сопровождаться их определением.

Не допускается использование малоизвестных сокращений без их разъяснения в тексте нормативного акта.

В проект нормативного акта не включаются различного рода рекомендации, советы, цитаты из печатных изданий.

7.3. Названия государственных органов и организаций даются в соответствии с их официальным и, как правило, полным наименованием. Сокращенные наименования используются в случае, если это сокращение является общеизвестным и нормативным (содержится в правовом акте или документе).

7.4. Проект должен иметь наименование вида акта, название.

7.5. Текст нормативного акта должен, как правило, состоять из двух частей: вступительной (преамбула) и распорядительной.

В преамбуле излагаются цели и мотивы принятия нормативного акта. Если основанием принятия нормативного акта является акт законодательства Российской Федерации, иной правовой акт либо поручение вышестоящего органа, то в преамбуле указывается его вид, дата, номер, название и источник опубликования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

В распорядительной части излагаются нормативные предписания.

7.6. Текст нормативного акта может подразделяться на составные части:

- в постановлении, приказе, распоряжении - на пункты, подпункты и абзацы;

- в положении, правилах, инструкции - на главы, пункты, подпункты и абзацы.

Главы нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

7.7. Каждый пункт, подпункт, абзац должен являться логически законченным предложением (группой предложений), которые, как правило, содержат одно предписание либо несколько предписаний, разделение которых противоречит критериям, которым должен отвечать текст нормативного акта.

7.8. В проекте нормативного акта сроки устанавливаются с обязательным указанием на число, месяц, год.

Допускается определение сроков наступлением определенного условия либо обозначением периода времени.

7.9. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.).

Дата и номер федерального закона может указываться лишь в случае, если имеется в виду один из законов, которыми вносились изменения в основной закон по данной теме, и необходимо подчеркнуть дату внесения этих изменений.

7.10. В случае воспроизведения в нормативном акте отдельных положений иных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации.

7.11. Ссылка в нормативном акте на нормативный акт федерального органа исполнительной власти, изданный до 15 мая 1992 г. и не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается.

7.12. Для обозначения особенностей действия нормативного акта, пояснения текста в целях его лучшего понимания, увязки с другими актами допускается использование сносок (примечаний), обозначаемых арабскими цифрами, если содержание этих сносок (примечаний) невозможно или нецелесообразно изложить в тексте нормативного акта. Также в виде сносок (примечаний) могут быть оформлены ссылки на акты законодательства Российской Федерации и источник их опубликования (для ведомственных нормативных актов - регистрационный номер, присвоенный Минюстом России), если в нормативных актах ГТК России воспроизводятся положения этих актов.

7.13. В целях избежания повторов и показа взаимной связи составных частей нормативного акта может применяться ссылка на другие составные части нормативного акта.

Ссылка на последующие составные части допускается в том случае, если иным путем невозможно решить затрагиваемый вопрос.

7.14. При наличии у нормативного акта приложений об этом должно быть указано в тексте нормативного акта.

При наличии в тексте постановления, приказа или распоряжения формулировки "Утвердить" прилагаемый нормативный акт, а такой нормативный акт является единственным, на самом акте в правом верхнем углу на первой странице указывается: "УТВЕРЖДЕНО" и далее дата, номер и название акта.

Если в тексте нормативного акта дается ссылка "согласно приложению" или прилагаемый нормативный акт не является единственным, то на первой странице приложения в правом верхнем углу указывается "ПРИЛОЖЕНИЕ" (со ссылкой на вид, дату и номер нормативного акта).

Таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов, как правило, должны оформляться в виде приложений.

Нормативный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

7.15. Положения, правила и инструкции утверждаются приказами ГТК России.

В третьем снизу пункте приказа решается вопрос об отмене, изменении или дополнении ранее изданных нормативных актов.

Во втором снизу пункте приказа определяется лицо, на которое возлагается контроль за исполнением нормативного акта (первый заместитель председателя ГТК России или заместитель председателя ГТК России). Возложение контроля на руководителя управления ГТК России, отвечающего за исполнение нормативного акта, не допускается.

В последнем пункте приказа решается вопрос о времени вступления в силу нормативного акта.

7.16. Нормативные акты, подлежащие государственной регистрации в Минюсте России, не должны содержать норм порученческого характера.

Организационные, материально - технические, финансовые, кадровые и иные ведомственные вопросы, требующие решения для реализации положений нормативного акта, издаются в виде отдельного приказа или распоряжения.

В случае необходимости обеспечения комплексности решения проблемы подготовка нормативного акта может сопровождаться подготовкой методических рекомендаций (разъяснений) по его применению. Указанные рекомендации (разъяснения) не должны содержать правовых норм.

7.17. Срок подготовки нормативного акта устанавливается в планах подготовки нормативных актов или в поручениях на подготовку нормативного акта.

Срок подготовки проекта и издания нормативного акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.