Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства РСФСР об административных правонарушениях

Законодательство РСФСР об административных правонарушениях имеет задачей охрану общественного строя СССР, социалистической собственности, социально - экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях

Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях состоит из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства, и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, настоящего Кодекса и иных законодательных актов РСФСР и постановлений Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях.

Законодательные акты Союза ССР и РСФСР, постановления Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в настоящий Кодекс применяются на территории РСФСР непосредственно.

Положения настоящего Кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в настоящий Кодекс.

Статья 3. Компетенция Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях ведению Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях подлежат:

определение принципов и установление общих положений законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях;

установление административной ответственности за нарушение правил: по стандартизации и качеству продукции; выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими; учета и статистики; безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного, морского и трубопроводного транспорта; воинского учета; режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима (в части режима территориальных и внутренних вод Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов); паспортной системы; правил приобретения, хранения и использования оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ и других объектов разрешительной системы; правил по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней; таможенных правил и правил по борьбе с контрабандой; правил обращения валюты; правил пребывания в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства;

(в ред. Федерального закона от 02.02.1995 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение, в случае необходимости, порядка рассмотрения дел об отдельных видах административных правонарушений, ответственность за которые устанавливается законодательством Союза ССР.

Ведению Союза ССР подлежит также законодательство об административных правонарушениях и по другим вопросам, имеющим общесоюзное значение.

(в ред. Закона РФ от 24.12.1992 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 3, ст. 97)

Статья 4. Компетенция РСФСР в области законодательства об административных правонарушениях

Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики подлежат:

законодательство об административных правонарушениях по вопросам, не относящимся к ведению Союза ССР;

установление круга вопросов, по которым местные Советы народных депутатов, кроме поселковых и сельских, могут принимать в пределах, определяемых законодательными актами, решения, за нарушение которых предусматривается административная ответственность.

Статья 5. Компетенция АССР в области законодательства об административных правонарушениях

Ведению автономной республики в области законодательства об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР подлежат:

установление административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;

установление правил, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, статье 111.2, частям второй и третьей статьи 111.3, статьям 111.4, 112.1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок), статьям 144, 149 настоящего Кодекса.

(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.1988 - Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 12, ст. 341)

Статья 6. Полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в области административных правонарушений

Краевые, областные, Московский, Ленинградский городские Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов в пределах, определяемых законодательными актами, могут:

принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;

устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, 144, 149 настоящего Кодекса. Устанавливать (кроме Советов народных депутатов автономных округов) также правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 111.2, частям второй и третьей статьи 111.3, статьям 111.4 и 112.1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок) настоящего Кодекса.

Районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов в пределах, определяемых законодательными актами, могут:

принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями;

устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса.

Исполнительные комитеты краевых, областных, Московского, Ленинградского городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также устанавливать в пределах их компетенции правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса. (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.1988 - Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 12, ст. 341)

Статья 7. Предупреждение административных правонарушений

Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения советских законов.

Советы народных депутатов, обеспечивая в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, координируют на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению административных правонарушений, руководят деятельностью органов внутренних дел, административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других подотчетных им органов, призванных вести борьбу с административными правонарушениями.

Статья 8. Обеспечение социалистической законности при применении мер воздействия за административные правонарушения

Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения социалистической законности.

Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.

Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

Статья 9. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.