2. Нормы безопасности на напочвенные дизелевозы

2.1. Неравномерность распределения массы по осям не должна превышать 6% от средней фактической массы, приходящейся на каждую ось дизелевоза.

Конструкция должна обеспечивать возможность разборки дизелевоза на части для транспортировки в шахту.

Рама и капот должны надежно защищать внутренние агрегаты от механического повреждения и атмосферного влияния. Щитки капота должны быть съемными или открываемыми и обеспечивать хороший доступ для выполнения текущего ремонта.

Дизелевозы сцепной массой 8 т и более должны иметь одну центрально расположенную или две концевые кабины закрытого или полузакрытого типа с крышами и двумя выходами (с правой и с левой стороны) и закрытый прозрачным материалом оконный проем. В кабинах должна обеспечиваться безопасность и хорошая видимость. Размеры кабины должны обеспечивать удобное расположение машиниста и органов управления дизелевоза с учетом требований технической эстетики и эргономики.

2.2. Конструкция кабин дизелевозов должна быть такой, чтобы непросматриваемая машинистом зона по ходу движения не превышала: для двухкабинных дизелевозов - 1,5 м, для дизелевозов с одноконцевой кабиной - 18 м, для дизелевозов с центрально расположенной кабиной - 15 м.

2.3. В кабине аппаратура управления, защиты и контроля не должна стеснять машиниста при управлении машиной, мешать посадке или выходу из кабины через любой из дверных проемов.

2.4. Кабина дизелевоза должна быть оборудована сиденьем, регулируемым по высоте, покрытым виброгасящим материалом с низкой теплопроводностью, площадью не менее 0,12 кв. м. На дизелевозах шириной более 1050 мм должно быть предусмотрено съемное сиденье для стажера машиниста.

2.5. Тормозная система должна обеспечивать:

торможение на стоянке - длительное удержание поезда расчетной массы на уклоне 0,05 при коэффициенте сцепления колес с рельсами 0,17;

оперативное (рабочее) торможение - регулирование и снижение скорости поезда вплоть до полной остановки;

экстренное торможение - остановку поезда на пути, регламентированном Правилами безопасности в угольных шахтах, - не более 40 м при перевозке груженого состава расчетной массы, не более 80 м при перевозке груженого состава дизелевозом сцепной массой свыше 10 т и не более 20 м при перевозке людей. Экстренное торможение дизелевоза (состава) должно осуществляться с помощью всех тормозных систем;

торможение дизельным двигателем.

2.6. Время срабатывания тормозной системы не должно превышать 2 с.

2.7. При расчете элементов тормозной системы на прочность отношение максимальной тормозной силы к весу дизелевоза должно приниматься 0,3.

2.8. При наличии на колодочном (дисковом) тормозе двух приводов должно обеспечиваться независимое их включение.

Для стояночного торможения должны использоваться колодочные (дисковые) тормоза с ручным фиксируемым приводом или нормально замкнутый колодочный механический тормоз (замыкание тормоза осуществляется усилием сжатых пружин).

2.9. Управление тормозами должно осуществляться из кабины машиниста рычажным ручным приводом, или ножной педалью, или штурвалом.

2.10. Если дизелевоз имеет рабочий тормоз с пневматическим приводом, давление в пневмосистеме не должно превышать 0,6 МПа.

2.11. Конструкция тормозной системы должна обеспечивать равномерное распределение тормозного усилия на все колеса.

2.12. Элементы конструкции тормозной системы не должны выступать за нижнюю кромку рамы.

2.13. Дизелевоз должен быть оборудован песочной системой, обеспечивающей подачу сухого, не более 7%-ной влажности, просеянного и свободного от глины песка (размер зерен 0,5 - 2 мм).

2.14. Дизелевозы должны быть оборудованы амортизирующими прицепными тяговыми и ударными устройствами. Конструкция дизелевоза должна позволять устанавливать на нем автоматическую и штыревую сцепки.

2.15. Дизелевозы должны оборудоваться буферно-сцепными устройствами с вылетом буфера не менее 150 мм (при наличии амортизатора - в сжатом его состоянии). Жесткость амортизатора должна быть не более 0,8 - 1 Н/мм.

2.16. Клиренс для новых бандажей колес должен быть не менее 80 мм. Профиль бандажа колес дизелевоза должен соответствовать требованиям ГОСТ 7873-75.

2.17. Дизелевозы должны иметь места для размещения домкратов или самоставов, а также цепей для прицепки вагонеток.