Утверждено

Приказом Министра транспорта

Российской Федерации

от 24 августа 1998 г. N 110

ПОРЯДОК

ПРОХОДА ИНОСТРАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРОГУЛОЧНЫХ

И СПОРТИВНЫХ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ

СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО И БЕЛОМОРСКО - ОНЕЖСКОГО

БАССЕЙНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.02.98 N 280-р "О проходе, начиная с 1998 года, иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов по системам озер и рек Российской Федерации по маршруту Санкт - Петербург - Петрозаводск - Соловецкие острова (реки Нева и Свирь, Ладожское и Онежское озера с заходом на острова Валаам, Коневец и Кижи, Беломорско - Балтийский канал) по разовым разрешениям" <*>.

--------------------------------

<*> Российская газета, 12.03.98, N 48.

Собрание законодательства Российской Федерации, 09.03.98 N 10, ст. 1226.

2. К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации по указанному маршруту допускаются иностранные некоммерческие прогулочные и спортивные суда, соответствующие данному району плавания, длиной не более 20 м, предназначенные для водного, преимущественно семейного туризма, либо парусно - моторные суда, следующие для участия в водно - спортивных соревнованиях и мероприятиях, кроме учебных судов, пассажирских судов с числом пассажирских мест более 12, а также судов, не имеющих спальных мест.

3. Проход иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов по установленному маршруту осуществляется по разовым разрешениям, выдаваемым Минтрансом России, на основании заявок их владельцев в наиболее благоприятный для плавания прогулочных и спортивных судов период с 10 июня по 10 сентября.

Выдача разрешений производится по согласованию с Минобороны России, ФСБ России, ФПС России.

Указанные компетентные органы рассматривают заявки и дают заключения не позднее месячного срока со дня их получения.

4. Заявки на проход по вышеуказанному маршруту владельцы иностранных прогулочных и спортивных судов не менее чем за 60 дней до начала мероприятия направляют в Волго - Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (г. Санкт - Петербург) или Беломорско - Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (г. Медвежьегорск). Почтовые реквизиты указанных управлений водных путей и судоходства прилагаются (приложение N 1).

5. В заявке (на русском или английском языке) на получение разового разрешения на проход по установленному маршруту должны быть указаны название, флаг, тип и класс судна, его основные размерения - длина, ширина, осадка, неснижаемый надводный габарит, характеристика двигателя, предполагаемая дата прихода в г. Санкт - Петербург или г. Беломорск с указанием маршрута дальнейшего следования и общее время нахождения на внутренних водных путях Российской Федерации, поименный список членов экипажа, фамилия, имя и отчество заявителя (владельца судна), а также его почтовые и банковские реквизиты.

6. Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (далее по тексту - ГБУВПиС) рассматривают соответствие технических и эксплуатационных характеристик заявленных к проходу судов условиям плавания на внутренних водных путях России и представляют материалы в Минтранс России для принятия в установленном порядке решения о выдаче разового разрешения на проход судна (судов) по установленному маршруту. О принятом решении Минтранс России информирует ГБУВПиС и государственные речные судоходные инспекции бассейнов. Разрешение, выданное Минтрансом России на проход иностранного прогулочного или спортивного судна (судов) по установленному маршруту, ГБУВПиС направляет заявителю и сообщает о нем в МВД Республики Карелия, ГУВД г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области, УВД Архангельской области и Северо - Западноме УВД на транспорте.

7. Иностранные некоммерческие прогулочные и спортивные суда, получившие разовое разрешение Минтранса России, должны в оговоренные сроки прибыть в пункты пропуска через государственную границу - морские порты Санкт - Петербург или Кемь. О предполагаемом прибытии капитаны (владельцы) судов должны информировать морскую администрацию портов за 48 часов, вторично - за 24 часа с уточнением за 4 часа до подхода. При плавании судов на акватории морских портов и в прилегающих водах должны соблюдаться Международные Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), принятые на конференции Международной морской организации в октябре 1972 г. в Лондоне, и обязательные постановления морских администраций портов.

8. В соответствии с пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.02.98 N 280-р пограничному, таможенному и санитарно - карантинному контролю подлежат все иностранные некоммерческие прогулочные и спортивные суда, прибывшие в Российскую Федерацию и убывающие из Российской Федерации.

Все граждане, находящиеся на иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судах, должны иметь документы на право пересечения государственной границы. Капитан судна при оформлении пропуска через государственную границу должен предъявить:

- разовое разрешение на право пребывания судна на внутренних водных путях России;

- заграничные (национальные) паспорта лиц, находящихся на судне;

- российскую визу, если иное не предусмотрено международными договорами и соглашениями Российской Федерации;

- судовую роль, в которой указывается Ф.И.О., год рождения, номер национального заграничного паспорта следующих на судне лиц;

- копию маршрута с указанием пунктов отстоя.

Перед выходом из порта для следования по установленному маршруту капитан судна обязан уведомить представителей органов пограничного контроля ФПС России об отходе судна, маршруте следования и местах стоянок.

9. После получения разрешения на свободное сообщение с берегом, выданное местными санитарными властями, суда осматриваются работниками государственной речной судоходной инспекции с целью оценки их готовности к плаванию по внутренним водным путям. При соответствии технических и эксплуатационных характеристик судов условиям плавания на внутренних водных путях оформляется допуск их плавания по установленному маршруту. Допуск оформляется в г. Санкт - Петербурге Государственной речной судоходной инспекцией Северо - Западного бассейна, а при заходе с Белого моря в Беломорске - Государственной речной судоходной инспекцией Беломорско - Онежского бассейна. Об оформлении допуска информируется соответствующее бассейновое управление водных путей и судоходства.

10. Движение иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов, их шлюзование и остановки в отведенных местах стоянок и пунктах отстоя регламентируются Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденными в установленном порядке на основании Устава внутреннего водного транспорта СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.10.55 N 1801 и действующего на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.03.93 N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 8 Постановления ВС РФ от 03.03.1993 N 4604-1 утратил силу в части применения Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР в связи с принятием Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

--------------------------------

<*> "Российская газета", N 57, 25 марта 1993 г.

11. Иностранные прогулочные и спортивные суда должны иметь комплект откорректированных лоцманских карт и навигационных пособий на весь маршрут следования.

Снабжение судов картами и пособиями осуществляют ГБУВПиС в начальных пунктах маршрута путем их продажи по установленным ценам или сдачи в аренду.

12. Сигнально - отличительные огни и знаки иностранных судов по номенклатуре, взаимному расположению, дальности и секторам видимости должны соответствовать Правилам плавания по внутренним водным путям России. Суда должны иметь светоимпульсные отмашки, применяющиеся как ночью, так и днем.

13. Лоцманская проводка иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов по внутренним водным путям России на установленном маршруте является обязательной и осуществляется государственными речными лоцманами ГБУВПиС. Допускается лоцманская проводка методом лидирования до 5 судов. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна регламентируются Положением о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса России от 03.02.95 и зарегистрированным Минюстом России 09.03.95 N 804.

Языком общения лоцмана с капитаном судна является русский или по взаимному согласию - английский.

14. Для обеспечения безопасности плавания лоцман и обслуживаемые им иностранные суда должны получать в установленном порядке информацию о состоянии и изменении путевых условий и прогнозы погоды, осуществлять необходимую связь с диспетчерскими пунктами по маршруту следования.

15. Иностранным судам в период плавания по установленному маршруту запрещается:

- заход в промежуточные порты и пункты, не указанные в перечне мест стоянок и пунктов отстоя, приведенном в приложении N 2, кроме случаев действия непреодолимой силы, о чем уведомляется ГБУВПиС, в границах которого находится судно;

- остановка в неустановленных местах с высадкой или посадкой людей, выгрузкой или погрузкой грузов, спуском на воду плавсредств;

- ведение коммерческой, миссионерской, промысловой, исследовательской и иной деятельности.

16. На внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии со статьями 96 и 100 Водного Кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ <*> запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов; не разрешается эксплуатация судов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 20.11.95, N 47, ст. 4471.

17. Иностранным судам при нахождении на внутренних водных путях Российской Федерации разрешается использование УКВ радиостанций в соответствии с действующими правилами, утвержденными в установленном порядке.

18. Места якорных стоянок иностранных судов при движении по маршруту предназначены для кратковременных технологических стоянок судов в ожидании разводки мостов, шлюзования по метеоусловиям. При выборе места стоянки капитанам судов следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в навигационных пособиях, и указаниями лоцмана.

19. Пункты стоянок и отстоя иностранных судов на трассе установленного маршрута определяются преимущественно в местах, представляющих интерес для туристов или в местах проведения водно - спортивных соревнований. На акватории пунктов отстоя должны обеспечиваться удобный подход и охраняемая стоянка иностранных судов у береговых или плавучих причальных устройств, освещаемых в ночное время. Территория стоянки должна иметь нормальные транспортные подходы и надлежащим образом обустроена. На территории пункта отстоя должна быть информация об адресах и телефонах медицинских и гостиничных учреждений, торговых организаций, правоохранительных органов и других служб, обеспечивающих обслуживание пункта отстоя.

20. Режим пребывания экипажей иностранных прогулочных и спортивных судов в пунктах отстоя, их взаимоотношения с представителями контролирующих и надзорных органов, а также местных администраций регламентируются действующими нормативными документами.

21. Контроль за соблюдением иностранными судами Правил плавания по внутренним водным путям России и обеспечением безопасности судоходства, мер по охране окружающей среды, а также расследование транспортных происшествий с иностранными судами на внутренних водных путях осуществляют Государственные речные судоходные инспекции Северо - Западного и Беломорско - Онежского бассейнов.

22. В случае транспортных происшествий с иностранными судами на внутренних водных путях аварийно - спасательные работы осуществляют бассейновые управления водных путей и судоходства.

23. Агентское обслуживание; материально - техническое и ремонтное обеспечение; бункеровка, снабжение продовольствием и водой, медицинское обслуживание; аренда навигационных пособий, переносных УКВ - радиостанций и другие виды обеспечения иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов на внутренних водных путях России осуществляется в соответствии со сложившейся международной практикой на коммерческой основе соответствующими службами бассейновых управлений водных путей и судоходства, пароходств или специализированных фирм.

24. Движение иностранных прогулочных и спортивных судов по Ладожскому и Онежскому озерам осуществляется по рекомендованным трассам (Приложение N 3) с допустимым отклонением от них в пределах 1 мили. В узкостях движение обеспечивается в пределах судового хода и в соответствии с рекомендациями лоцмана.