Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций посредством совершенствования управления кадровым составом

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025 <**>

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, утвержден стандарт обеспечения эффективного функционирования системы управления кадровым составом государственной службы (далее - кадровый состав) в государственном органе (далее - стандарт кадрового менеджмента), включающий:

основной

н/д

12

25

25

25

43

- технологии обеспечения кадровым составом: привлечение персонала (кадровое планирование; разработка требований к кандидатам на вакантные должности; набор кандидатов (внешние и внутренние источники); отбор (оценка) кандидатов); адаптация персонала (при поступлении на государственную службу впервые; испытание при назначении на должность; профессиональная адаптация); администрирование процессов и документооборота обеспечения кадровым составом;

- технологии оценки кадрового состава: методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей; методики определения соответствия государственного служащего замещаемой должности государственной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности (оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности); администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации);

- технологии профессионального развития кадрового состава и его организации (создание системы профессионального развития кадрового состава; организация и проведение мероприятий по профессиональному развитию, администрирование процессов и документооборота по организации профессионального развития);

- технологии материального стимулирования и нематериальной мотивации кадрового состава (совершенствование системы материального стимулирования на основе оценки результатов профессиональной служебной деятельности; внедрение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры);

- технологии формирования основ профессиональной культуры сотрудников федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (внедрение единых механизмов контроля соблюдения требований служебного поведения, в том числе посредством создания единого информационно-коммуникационного пространства государственной гражданской службы в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - единая информационная система).

(1-й уровень зрелости кадрового менеджмента)

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, внедрены стандарты кадрового менеджмента (2-й уровень зрелости кадрового менеджмента)

основной

н/д

6

12

25

25

43

Достижение кадровыми службами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, показателей эффективности и результативности их работы

аналитический

- <1>

-

-

-

-

-

Доля государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, прошедших ежегодную оценку профессиональной служебной деятельности и личностных качеств

аналитический <2>

н/д

25

50

75

100

100

--------------------------------

<1> Определяется на основании перечня показателей эффективности и результативности работы кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и методики их оценки. Срок разработки методики: 30 июня 2017 г.

<2> Относительные данные будут переведены в абсолютные в ходе пересмотра паспорта проекта в 2018 г. после уточнения базового значения показателя.

Результаты проекта

Этап I (2017 г.)

Минтрудом России:

Разработаны предложения по комплектованию должностей категории "руководители" в федеральных органах исполнительной власти - участниках программы, за исключением МЧС России), назначение на которые осуществляется Правительством Российской Федерации (далее - предложения по комплектованию), с учетом внесения в Правительство Российской Федерации на рассмотрение не менее трех кандидатов на замещение одной вакантной должности, в том числе по результатам предварительной оценки их профессиональных и личностных качеств, исходя из квалификационных требований для замещения соответствующей должности.

Разработаны предложения по аттестации руководителей кадровых служб и их заместителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия. Сформирован план-график проведения аттестации руководителей кадровых служб и их заместителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (далее - предложения по аттестации).

Разработана методика комплексного аудита, включающего аудит кадрового состава, направленного на оценку качества операционных и функциональных процессов контрольно-надзорной деятельности и их кадрового обеспечения, организационной структуры и системы управления рисками (далее - комплексный аудит) в центральных аппаратах и территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - участников программы, предусматривающая два качественных уровня:

1-й уровень - системный (углубленный) анализ полного цикла функциональных и управленческих процессов;

2-й уровень - комплексный анализ основных элементов функциональных и управленческих процессов.

Методика комплексного аудита позволит организовать анализ и учет трудозатрат, организационной, технической и финансовой нагрузки при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, на основании которых будут разработаны и осуществлены стандартизированные процедуры:

нормирования численности в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (в том числе в структурных подразделениях по категориям и группам должностей);

мониторинга нормирования численности посредством единой информационной системы.

Организовано проведение комплексного аудита, предусматривающего два уровня:

1-й уровень - в федеральных органах исполнительной власти - участниках пилотных проектов;

2-й уровень - в иных федеральных органах исполнительной власти - участниках программы.

Разработан Стандарт кадрового менеджмента, применяемый федеральными органами исполнительной власти - участниками программы и включающий:

технологии обеспечения кадровым составом: привлечение персонала (кадровое планирование; разработка требований к кандидатам на вакантные должности; набор кандидатов (внешние и внутренние источники); отбор (оценка) кандидатов); адаптация персонала (при поступлении на государственную службу впервые; испытание при назначении на должность; профессиональная адаптация); администрирование процессов и документооборота обеспечения кадровым составом.

Применение указанных технологий позволит:

осуществлять деятельность по обеспечению кадровым составом на основе предварительного анализа профессионального потенциала действующего кадрового состава;

использовать справочник квалификационных требований к специальностям (направлениям подготовки), знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы, с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия;

администрировать и документировать процессы обеспечения кадровым составом, в том числе посредством внедрения электронного кадрового документооборота;

технологии оценки кадрового состава: методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей; методики определения соответствия государственного служащего замещаемой должности государственной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности (оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности); администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации);

Применение указанных технологий позволит:

осуществлять меры, направленные на повышение объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

организовать испытание при назначении на должность, а также профессиональную адаптацию;

осуществлять комплексную оценку кадрового состава, предусматривающую внедрение механизма оценки соответствия специальности (направления подготовки), знаний и умений претендентов квалификационным требованиям для замещения должностей с использованием информационно-коммуникационных технологий;

организовать и проводить аттестацию, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

администрировать и документировать процессы оценки и аттестации кадрового состава;

оценить индивидуальную профессиональную служебную деятельность на основе отчетов о профессиональной служебной деятельности (за прошедший квартал, год);

технологии профессионального развития кадрового состава и его организации (создание системы профессионального развития кадрового состава; организация и проведение мероприятий по профессиональному развитию, администрирование процессов и документооборота по организации профессионального развития);

Применение указанных технологий позволит:

организовать непрерывное профессиональное развитие кадрового состава, включая вопросы внедрения новых форм профессионального развития государственных служащих, обеспечивающих их мотивацию к непрерывному профессиональному развитию и повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности;

организовать проведение мероприятий по профессиональному развитию кадрового состава, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

администрировать и документировать процессы по организации профессионального развития кадрового состава;

технологии материального стимулирования и нематериальной мотивации кадрового состава (совершенствование системы материального стимулирования на основе оценки результатов профессиональной служебной деятельности; внедрение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры);

Применение указанных технологий позволит:

усовершенствовать систему материального стимулирования гражданских служащих и структуры денежного содержания гражданских служащих, в том числе по увеличению доли выплат, обусловленных результатами их профессиональной служебной деятельности;

организовать проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры государственных служащих, внедрить механизмы "кадрового лифта", "карьерных траекторий" и др.;

технологии формирования основ профессиональной культуры сотрудников федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (внедрение единых механизмов контроля соблюдения требований служебного поведения, в том числе посредством создания единого информационно-коммуникационного пространства государственной гражданской службы в рамках единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы).

Применение указанных технологий позволит внедрить общие принципы служебного поведения и механизмы контроля соблюдения требований служебного поведения, в том числе посредством создания единого информационно-коммуникационного пространства государственной гражданской службы в рамках единой информационной системы управления кадровым составом гражданской службы (далее - Стандарт кадрового менеджмента).

Организовано проведение стратегических сессий с руководителями федеральных органов исполнительной власти - участников программы и их заместителями по результатам комплексного аудита (далее - стратегические сессии), направленные на обучение современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности, развитие управленческих компетенций (soft-skills, управление изменениями, навыки проектного управления и командообразования).

Разработана методика оценки степени внедрения в федеральных органах исполнительной власти - участниках программы стандарта кадрового менеджмента.

Разработана типовая методика материального стимулирования государственных служащих, основанная на ключевых показателях эффективности контрольно-надзорной деятельности (далее - методика материального стимулирования).

Разработана типовая методика нематериальной мотивации государственных служащих, включающая технологии "кадрового лифта", карьерных траекторий (далее - методика нематериальной мотивации).

Разработан комплекс компьютерного тестирования государственных служащих (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор" в федеральных органах исполнительной власти - участниках программы) (далее - комплекс компьютерного тестирования).

Разработано типовое положение о кадровой службе федерального органа исполнительной власти (в том числе территориального органа), осуществляющего контрольно-надзорные полномочия.

Сформировано профессиональное сообщество сотрудников кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в том числе в рамках единой информационной системы.

Организовано централизованное профессиональное развитие сотрудников кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, по дополнительным профессиональным программам в области управления персоналом.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы:

Проведен комплексный аудит 1-го уровня в федеральных органах исполнительной власти - участниках пилотных проектов (системный анализ полного цикла функциональных и управленческих процессов), а также комплексный аудит 2-го уровня в федеральных органах исполнительной власти - участниках программы (комплексный анализ основных элементов функциональных и управленческих процессов).

Проведены стратегические сессии.

Реализованы пилотные проекты, направленные на совершенствование функциональных процессов контрольно-надзорной деятельности посредством корректировки порядков, административных регламентов и организационно-управленческих механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности (не менее чем в 6 федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия) (далее - пилотные проекты).

Разработаны адаптированные с учетом специфики деятельности стандарты кадрового менеджмента на основе разработанного Минтрудом России и апробированного в ходе стратегических сессий Стандарта кадрового менеджмента.

Оптимизирована организационная структура центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - участников программы, в том числе с учетом необходимости усиления кадрового состава аналитических подразделений федеральных органов исполнительной власти - участников программы, к функциям которых относится прогнозирование рисков, а также кадровых служб путем сокращения численности административно-технического персонала и обеспечивающих подразделений, совершенствования операционных процессов за счет применения передовых информационных технологий, с направлением высвобождаемых финансовых ресурсов, в том числе на увеличение фонда оплаты труда.

Разработаны детализированные по области и виду профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих квалификационные требования к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной службы, и требования к профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (далее - детализированные квалификационные требования), а также оценочные инструменты для проверки их наличия у претендентов на замещение должностей государственной службы.

Установлены ключевые показатели результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в федеральных органах исполнительной власти - участниках пилотных проектов, взаимосвязанные с показателями деятельности данных органов.

Проведена ежегодная оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих, их квалификации, а также профессиональных качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей (далее - ежегодная оценка).

Проведено обучение, в том числе дистанционно, управленческих команд федеральных органов исполнительной власти - участников программы, современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности, управленческим компетенциям (soft-skills, управление изменениями, навыки проектного управления).

Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России:

Разработан проект по дополнению раздела Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов Государственной автоматизированной системы "Управление", ведомственных информационных систем и иных информационных систем, определяемых Правительством Российской Федерации, аналитическим модулем комплексной оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов, включающего расширенные показатели организационных, технических и финансовых затрат, нагрузки и результатов деятельности кадрового состава федеральных органов исполнительной власти - участников программы, реализации ими стандарта кадрового менеджмента, а также функциональные возможности системного анализа взаимосвязи данных показателей со сведениями о кадровой работе (далее - проект дополнения информационных систем аналитическим модулем комплексной оценки контрольно-надзорных органов).

Этап II (2018 г.):

Комплектование должностей категории "руководители" в федеральных органах исполнительной власти (участников программы за исключением МЧС России), назначение на которые осуществляется Правительством Российской Федерации, проводится с учетом внесения в Правительство Российской Федерации на рассмотрение не менее трех кандидатов на замещение одной вакантной должности (по результатам предварительной оценки их профессиональных и личностных качеств), а также исходя из квалификационных требований для замещения соответствующей должности <1>.

Организована и на системной основе проводится аттестация назначаемых Правительством Российской Федерации руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

В соответствии с планом-графиком в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, проводится аттестация гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители", и руководителей кадровых служб и их заместителей <*>.

Минтрудом России:

Разработан комплекс дистанционного обучения государственных служащих современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая вопросы применения риск-ориентированного подхода, соблюдения этики служебного поведения, развития управленческих компетенций (soft-skills, управление изменениями, навыки проектного управления) (далее - комплекс дистанционного обучения).

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы:

Внедрены стандарты кадрового менеджмента.

Продолжено проведение ежегодной оценки.

Внедрен комплекс дистанционного обучения.

Внедрен комплекс компьютерного тестирования.

Продолжена реализация пилотных проектов.

Внедрены системы материального стимулирования и нематериальной мотивации государственных служащих, включающие подходы к осуществлению материального стимулирования и поощрения и технологии "кадрового лифта", карьерных траекторий.

Осуществлено обучение сотрудников кадровых служб по дополнительным профессиональным программам в области управления персоналом (HR-менеджмента).

Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России:

Внедрен в разделе Мониторинг деятельности контрольно-надзорных органов Государственной автоматизированной системы "Управление", ведомственных информационных системах и иных информационных системах, определяемых Правительством Российской Федерации, аналитический модуль комплексной оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов, включающий расширенные показатели организационных, технических и финансовых затрат, нагрузки и результатов деятельности кадрового состава федеральных органов исполнительной власти - участников программы, реализации ими стандарта кадрового менеджмента, а также функциональные возможности системного анализа взаимосвязи данных показателей со сведениями о кадровой работе (далее - аналитический модуль комплексной оценки контрольно-надзорных органов).

Этап III (2019 - 2025 гг.):

Минтрудом России:

Сформирована библиотека лучших управленческих практик по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

Внедрена централизованная комплексная система развития, оценки и сертификации профессиональных компетенций государственных служащих контрольно-надзорных органов.

Федеральными органами исполнительной власти - участниками программы:

Утверждены и внедрены стандарты кадрового менеджмента федеральных органов исполнительной власти (с учетом пересмотра в 2018 году состава участников программы).

Описание модели функционирования результатов проекта

Для внедрения эффективных механизмов кадровой политики в деятельность контрольно-надзорных органов на первом этапе будет проведен комплексный аудит федеральных органов исполнительной власти - участников программы, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в ходе которого необходимо оценить организационные структуры, качество кадрового администрирования, включая подходы к нормированию численности, уровень компетентности кадрового состава и систему управления рисками.

По результатам комплексного аудита с руководителями и заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти - участников программы и их территориальных органов будут проведены стратегические сессии, результатом которых станет разработка для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, стандартов кадрового менеджмента, на основе разработанного Минтрудом России Стандарта кадрового менеджмента.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия - участниками программы, будут утверждены адаптированные с учетом специфики их деятельности стандарты кадрового менеджмента, позволяющие переориентировать кадровую работу на риск-ориентированный подход и применение связанных с ним показателей деятельности федеральных государственных служащих, посредством создания правовых и организационных условий, обеспечивающих взаимосвязь кадровых процессов с целями, задачами и основными показателями деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В ходе реализации стандартов кадрового менеджмента федеральными органами исполнительной власти - участниками программы, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, с учетом справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих будут разработаны модели компетенций - детализированные квалификационные требования для замещения должностей государственной службы и требования к профессиональными и личностными качествами. В этой связи будут внедрены более точные оценочные инструменты для проверки соответствия претендентов и государственных служащих квалификационным требованиям (оценка квалификации) в ходе конкурсов на замещение вакантной должности и в кадровый резерв, а также аттестации. В результате будет расширена конкуренция претендентов на замещение вакантных должностей, а также с применением информационно-коммуникационных технологий и кадрового документооборота в рамках единой информационной системы, повышено качество и объективность отбора и оценки кандидатов как посредством конкурсных процедур, так и при назначении без проведения конкурса.

Будет внедрен механизм ежегодной оценки результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих, развивающий положения законодательства об аттестации государственных служащих во взаимосвязи с современными кадровыми технологиями. При определении показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих будут использоваться установленные программой показатели.

Кроме того, с применением новых подходов к нормированию численности и моделей компетенций будет усовершенствована организационная структура федеральных органов исполнительной власти - участников программы, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, посредством усиления кадрового состава аналитических подразделений, к функциям которых относится прогнозирование рисков, а также кадровых служб путем сокращения численности административно-технического персонала и обеспечивающих подразделений.

Одновременно будет реализован комплекс обучающих и методических мероприятий для государственных служащих, в том числе руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти - участников программы, их заместителей, по вопросам применения риск-ориентированного подхода и развития управленческих компетенций (soft-skills, управление изменениями, навыки проектного управления и командообразования).

Будет проведена аттестация руководителей кадровых служб и их заместителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

С целью мотивации гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, к эффективной и результативной деятельности будет разработана и внедрена система материального стимулирования и нематериальной мотивации государственных служащих, включающая, в том числе, подходы к осуществлению материального стимулирования и поощрения в рамках выделяемого объема финансирования и не требующая дополнительных затрат и установления новых гарантий. Также в этих целях будет организовано проведение конкурсов лучшего инспектора федерального органа исполнительной власти, победители которых примут участие во Всероссийском конкурсе "Лучший инспектор риск-ориентированной системы контрольно-надзорной деятельности".

--------------------------------

<1> В случае принятия соответствующих решений.