По вопросу, касающемуся дополнения к данному документу, см. письмо ПФ РФ от 26.04.1999 N ЕВ-16-27/3896.

II

II. В соответствии с пунктом "б" названной статьи освобождению от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежат:

Пункт 1 раздела II данного документа в части освобождения от уплаты страховых взносов только общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций не применяется (письмо ПФ РФ от 02.03.2000 N КА-16-27/1630).

1. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе их союзы). Общероссийские общественные организации пенсионеров правом на освобождение от уплаты взносов не пользуются.

Критерии отнесения общественных объединений к общероссийским содержатся в статье 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В названии может содержаться наименование "России", "Российской Федерации" и образованные на их основе слова и словосочетания.

Однако в соответствии с нормами Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно - правовой форме "общественная организация инвалидов". Данная организационно - правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (ст. ст. 8, 19, 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Министерством юстиции Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ общественные объединения, независимо от их организационно - правовой формы, вправе создавать союзы общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

В силу прямого указания Закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются союзы, основанные на членстве общественных организаций инвалидов, отвечающих требованиям ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (в редакции Федерального закона от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ).

(в ред. письма ПФ РФ от 04.08.1999 N ЕВ-16-27/7246)

(см. текст в предыдущей редакции)

Следовательно, общероссийские союзы общественных организаций инвалидов, претендующие на освобождение от уплаты страховых взносов, должны документально подтвердить, что учредителями общественных организаций, входящих в союз, являются инвалиды и лица, представляющие их интересы, и среди членов этих организаций инвалиды и лица, представляющие их интересы, составляют 80%.

(абзац введен письмом ПФ РФ от 04.08.1999 N ЕВ-16-27/7246)

Данные общественные объединения - всероссийские общественные объединения инвалидов, созданные в организационно - правовой форме общественных организаций инвалидов, и их союзы могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на следующих условиях:

- Всероссийское общественное объединение инвалидов должно быть создано в форме "общественная организация инвалидов". Понятие общественной организации инвалидов дано в части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно данному определению "общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций". Условия отнесения таких организаций к общественным организациям инвалидов, установленные данным определением, совпадают с условиями, определенными в пункте "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ.

Кроме того, следует учесть, что в соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности, и они также подпадают под условия, установленные пунктом "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, и учитываются при определении членства в указанных общероссийских общественных объединениях, создаваемых в форме общественной организации инвалидов.

Это значит, что льгота предоставляется общероссийским общественным организациям инвалидов, созданным в организационно - правовой форме общественных организаций инвалидов, учредителями которых являются только физические лица из числа инвалидов и лиц, представляющих интересы инвалидов, признанных таковыми на основании действующего законодательства, основанным на членстве физических лиц, среди которых инвалиды и их законные представители составляют 80 процентов, и их союзам.

К законным представителям инвалидов в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ относятся родители, усыновители, опекуны и попечители.

Необходимо иметь в виду, что представлять интересы инвалидов указанные лица могут в силу полномочия, основанного на доверенности, указания закона, административного акта государственного органа или органа местного самоуправления, что вытекает из смысла статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статьям 47, 48 Семейного кодекса Российской Федерации основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей, удостоверенное в установленном главой II Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" порядке. Указанные права подтверждаются свидетельством о рождении ребенка. Ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 125 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителем является лицо, законно представляющее интересы ребенка на основании вступившего в силу решения суда.

На основании статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в соответствии с административным актом (постановлением, решением и т.п.) городской, районной или поселковой, сельской администрации в соответствии с их полномочиями, установленными статьями 53, 64 и 75 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Полномочия опекуна (попечителя) подтверждаются удостоверением, выданным органом опеки и попечительства.

Пункт 2 раздела II данного документа в части освобождения от уплаты страховых взносов только общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций не применяется (письмо ПФ РФ от 02.03.2000 N КА-16-27/1630).

2. Региональные и территориальные (местные) общественные организации инвалидов общероссийских общественных организаций инвалидов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов только при соблюдении условий, определенных Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ.

Кроме того, необходимым условием освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР региональных и территориальных (местных) общественных организаций инвалидов в соответствии с пунктом "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ, входящих в структуру общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), является подтверждение права на освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с пунктом "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ общероссийскими общественными организациями инвалидов, в состав которых они входят.

(абзац введен письмом ПФ РФ от 11.06.1999 N ЕВ-09-27/5483)

Что касается организаций, не имеющих отношения к общероссийским общественным организациям инвалидов, то необходимо направить им и их предприятиям (хозяйственным обществам) уведомление об изменении законодательства, в соответствии с которым они не имеют в 1999 году права на льготу.

3. Кроме этого, указанным подпунктом предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов организаций (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций.

К таким организациям относятся хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, в том числе союзов, их региональных и территориальных (местных) общественных организаций инвалидов, которым предоставлена льгота по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот таким хозяйственным обществам необходимо руководствоваться письмами ПФР от 07.03.97 N ЕВ-09-11/1735-ИН, от 21.07.97 N ЕВ-16-11/5436-ИН и от 18.12.97 N ЕВ-16-28/9032 в части, относящейся к указанным хозяйственным обществам. Кроме этого, хозяйственные общества, претендующие на освобождение от уплаты страховых взносов, должны представить в отделение копии документов, подтверждающих перечисление общероссийскими общественными организациями инвалидов, их региональными или территориальными организациями инвалидов средств в уставный капитал хозяйственного общества и право этих общественных организаций на льготу по уплате взносов (письменное уведомление регионального отделения ПФР о предоставлении льготы).

При приеме расчетных ведомостей у этих организаций необходимо требовать справку за подписью руководителя и главного бухгалтера о фонде оплаты труда инвалидов, так как Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ установлено еще одно условие для предоставления льгот указанным хозяйственным обществам, а именно: фонд оплаты труда инвалидов должен составлять не менее 25 процентов от фонда оплаты труда работников хозяйственного общества.

Понятие "фонд оплаты труда" использовалось в Инструкции о составе средств, направленных на потребление, утвержденной Госкомстатом России 13 октября 1992 г. N 6-3/124, и включало в себя все начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также денежных сумм, начисленных работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, установленным в законодательстве. Однако данная Инструкция была отменена в связи с введением в действие Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10 июля 1995 г. N 89. В последней Инструкции понятие "фонд оплаты труда" было заменено на "фонд заработной платы", а определение было уточнено. Фонд заработной платы включает в себя начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

КонсультантПлюс: примечание.

Минюстом РФ (письмо от 06.01.1997 N 07-02-1343-96) отказано в регистрации Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 10.07.1995 N 89. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Госкомстата РФ от 24.11.2000 N 116 утверждена новая Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения.

Ввиду вышеизложенного при определении фонда оплаты труда следует руководствоваться определением фонда заработной платы, данным в вышеназванной Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера.

4. Помимо этого, Федеральным законом от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ предусмотрено предоставление льгот организациям, единственным собственником имущества которых являются общероссийские общественные организации, в том числе союзы, их региональные и территориальные общественные организации инвалидов.

Согласно статье 48 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Следовательно, под действие пункта "б" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ подпадают учреждения, созданные общероссийскими организациями инвалидов, в том числе союзами, их региональными и территориальными общественными организациями инвалидов, а также их предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и подлежащие до 1 июля 1999 г. преобразованию (пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Раздел III данного документа применяется в части, не противоречащей письму ПФ РФ от 02.03.2000 N КА-16-27/1630.

I III