4.2. Требования охраны труда при возникновении аварий и аварийных ситуаций в тоннелях

4.2.1. При возникновении аварийной ситуации в тоннелях необходимо прекратить работу.

4.2.2. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с Инструктивными указаниями по организации аварийно-восстановительных работ на инфраструктуре ОАО "РЖД".

4.2.3. Ответственность за общее руководство и организацию работ по ликвидации аварийных ситуаций возлагается на заместителей начальников железных дорог по регионам.

4.2.4. Руководители территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД", а также дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" в процессе ликвидации аварийных ситуаций оперативно подчиняются заместителю начальника железной дороги по региону в рамках создаваемого регионального оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Порядок создания регионального оперативного штаба указан в разделе 4 Инструктивных указаний.

4.2.5. Взаимодействие с руководителями территориальных подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" по вопросам аварийных ситуаций осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия ОАО "РЖД", и заключенными соглашениями.

4.2.6. Взаимодействие ОАО "РЖД" с территориальными органами МЧС России осуществляется в соответствии с требованиями Типового регламента взаимодействия железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" с региональными центрами МЧС России и управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

4.2.7. Взаимодействие ОАО "РЖД" с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) по организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ОАО "РЖД".

4.2.8. Ответственность за постоянную готовность восстановительных поездов к выезду и проведению работ, техническую оснащенность и материально-техническое обеспечение, а также за оперативность и качество организации и выполнения работ с использованием привлекаемых восстановительных поездов возлагается на начальников Дирекции аварийно-восстановительных средств железных дорог (далее - ДАВС).

4.2.9. На основе Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО "РЖД" железные дороги разрабатывают необходимые инструкции и другие нормативные документы (включая схемы оповещения) с учетом особенностей организационной работы по восстановлению прерванного движения поездов, местных условий и технического оснащения восстановительных поездов, а также устанавливают порядок взаимодействия с органами управления, силами и средствами территориальной подсистемы РСЧС, органами Роспотребнадзора и другими организациями, привлекаемыми к аварийно-восстановительным работам.

4.2.10. По сигналу общей тревоги работники, находящиеся поблизости, обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в устранении возникшей аварийной ситуации и (при необходимости) оказании пострадавшим первой помощи.

4.2.11. При сходе подвижного состава с рельсов, загромождении пути или искусственного сооружения обвалом или отдельными обломками скального грунта, сквозном поперечном изломе рельса или другом нарушении целости верхнего строения пути, могущем привести к сходу подвижного состава с рельсов, необходимо оградить место аварии сигналами остановки.

4.2.12. На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или каким-либо инструментом к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек.

4.2.13. При обнаружении оборванного провода контактной сети, волновода или провода воздушной линии электропередачи, а также свисающих с него посторонних предметов, необходимо принять меры к ограждению этого опасного места и немедленно сообщить об этом дежурному по станции. Дежурный по станции обязан немедленно сообщить энергодиспетчеру об обрыве проводов и других повреждениях.

Запрещается подходить ближе 8 метра к оборванным проводам контактной сети, волновода, воздушной линии электропередачи, а также прикасаться чем-либо к ним и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются или не касаются они земли или заземленных конструкций.

Оказавшись на расстоянии менее 8 метра от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

До прибытия бригады района контактной сети (района электроснабжения) следует оградить место обрыва и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванному проводу ближе 8 метра. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушной линии электропередачи выходят за габарит приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо это место оградить сигналами остановки.

При обнаружении пожара необходимо действовать в соответствии с требованиями инструкции о мерах пожарной безопасности (местной).

4.2.14. При разливе или рассыпании опасных и вредных веществ в результате повреждения подвижного состава приступать к работам по ликвидации аварии можно только после получения необходимых средств индивидуальной защиты, целевого инструктажа о мерах безопасности при выполнении работ и разрешения руководителя работ.

4.2.15. При попадании кого-либо из работников в завал от обрушившейся породы другие работники должны:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поисков;

сообщить о случившемся по имеющимся средствам связи мастеру (бригадиру) или диспетчеру дистанции инженерных сооружений и немедленно приступить к спасательным работам;

после обнаружения и осмотра пострадавшего сообщить мастеру (бригадиру) или диспетчеру дистанции инженерных сооружений, вызвать скорую помощь или принять меры по доставке в больницу и приступить к оказанию ему первой помощи.

4.2.16. При попадании кого-либо из работников в зону затопления водой и плавуном следует:

проследить за направлением падения пострадавшего, чтобы определить место его поисков;

по команде руководителя работ приступить к спасательным работам;

при обнаружении пострадавшего оказать ему первую помощь.