Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения

Указания

по заполнению формы федерального статистического наблюдения

Информация, полученная в результате опроса, записывается лицом, осуществляющим опрос (далее в целях заполнения настоящей формы - интервьюер).

Обязательным является указание субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществлялось проведение опроса, населенного пункта, пола респондента, возраста респондента.

Прежде чем приступить к опросу, необходимо хорошо изучить текст опросного листа, чтобы в ходе интервью легко и быстро ориентироваться в возможных вариантах ответов респондентов.

Вопросы задаются последовательно. Необходимо дождаться ответа на заданный вопрос для перехода к последующему. Ответы должны быть сразу занесены в бланк опросного листа.

Интервьюер должен выбирать тот вариант ответа в анкете, который соответствует мнению респондента, ставить отметку рядом с нужным вариантом ответа. Важна аккуратность и точность в заполнении анкеты.

Вариант ответа "затрудняюсь ответить", "другой вариант" отмечается в случае, если респондент не отказывается ответить на вопрос, но не может четко сформулировать свое мнение (это ответы "не знаю", "не думал об этом", "не помню", "не могу точно сказать", "трудно ответить определенно" и т.п.).

Если респондент категорически отказывается отвечать на вопрос, необходимо пропустить его, не отмечая никакого кода, и переходить к следующему вопросу. Однако необходимо убедить респондента дать какой-либо содержательный ответ, объяснив ему необходимость получения полной информации о мнении каждого респондента.

При заполнении вопросов, требующих получение мнения респондента, интервьюер первоначально должен как можно более точно записать словесный ответ респондента в свободной форме, а затем отметить соответствующий из приведенных ниже вариантов ответов, который, по мнению интервьюера, более других отражает смысл ответа респондента. В случае, когда ни один из вариантов ответов не подходит для этих целей, указывается "другой вариант". Если респондент не смог сформулировать свой ответ, необходимо указать "затрудняюсь ответить".

Целью проводимого исследования является определение оценки эффективности работы применяемых методов по повышению уровня толерантности граждан Российской Федерации к инвалидам, а также оценка инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, т.е. выявление сфер жизнедеятельности, в которых, по мнению инвалидов, присутствуют проблемы, связанные с доступностью объектов и услуг, оценка признания гражданами Российской Федерации навыков, достоинств и способностей инвалидов, оценка уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, от общего числа граждан, получивших технические средства реабилитации (далее - исследование).

Исследование проводится по качественному и количественным циклам в определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации субъектах Российской Федерации во всех федеральных округах.

Целевые группы и объемы выборок:

Основные целевые группы:

1) инвалиды с нарушениями функций зрения (слепые и слабовидящие);

2) инвалиды с нарушениями функций слуха (глухие и слабослышащие);

3) инвалиды, имеющие нарушения психического здоровья и интеллектуальной сферы;

4) инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

5) инвалиды вследствие военной травмы;

6) женщины-инвалиды и девочки-инвалиды.

В каждой целевой группе инвалидов должно быть не менее 20% лиц, которым предоставлялись технические средства реабилитации в текущем году.

Дополнительные целевые группы:

1) представители семей, имеющие в своем составе инвалидов;

2) родители/опекуны детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивных учреждениях образования;

3) сотрудники учреждений, оказывающих услуги населению, в т.ч. инвалидам;

4) представители фондов организаций, занимающихся проблемами инвалидов;

5) специалисты, работающие в реабилитационных и образовательных учреждениях, федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы;

6) социальные работники;

7) взрослое население Российской Федерации.

Сбор первичных данных по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИДО "Исследование оценки инвалидами отношения населения Российской Федерации к проблемам инвалидов, оценки инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, оценки признания гражданами Российской Федерации навыков, достоинств и способностей инвалидов, оценки уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, от общего числа граждан, получивших технические средства реабилитации" в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы осуществляют интервьюеры, привлекаемые для выполнения данной работы на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обработка данных исследования осуществляется исключительно для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных, полученных от каждого опрошенного.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).

Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (пункт 9 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ).

В целях обеспечения требований Федерального закона N 152-ФЗ интервьюеру строго запрещается производить в указанной форме записи, не предусмотренные программой обследования (адрес проживания и фамилию респондента).

Работниками, получающими доступ к персональным данным в ходе сбора и уточнения информации, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных) (пункт 7 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ).

Лица, виновные в нарушении требований вышеуказанного федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Способ формирования выборки - начинается с обращения в профильную, общественную и т.п. организацию для каждой группы из предоставленной базы. Предварительно в организации направляются запросы на проведение интервью и информационные письма об исследовании.

Профильная организация предлагает варианты встречи интервьюеров и респондентов. После проведения первых интервью интервьюеры заполняют, кроме анкеты, еще два вопроса:

Контакты других возможных респондентов, полученные от респондента;

Оценка - подходит ли респондент для проведения глубинного интервью (по 5-балльной шкале).

Подходящие кандидаты для глубинного интервью:

1. Являются типичными представителями целевой группы.

2. Находятся в период исследования в доступном месте - лично или с помощью средств связи, позволяющих запись контакта интервьюера и респондента.

3. Открыты для контакта и согласны на интервью.

4. Информированы о проблемах и тенденциях сообщества инвалидов своего региона.

5. Заинтересованы в изменении ситуации, которая выбрана как исследовательская проблема (в данном случае - отношение граждан Российской Федерации к проблемам инвалидов, состояние доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, признание гражданами Российской Федерации навыков, достоинств и способностей инвалидов, удовлетворенность граждан качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, от общего числа граждан, получивших технические средства реабилитации в рамках реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы).

6. Четко выражают свои мысли.

7. Различаются по гражданским позициям, социальному статусу и базовым установкам.

Наиболее вероятные источники данных о базах по инвалидам:

1. Органы и учреждения социальной защиты населения

2. Региональные сообщества и объединения инвалидов

3. Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы

4. Лечебно-профилактические учреждения

5. Федеральные государственные протезно-ортопедические предприятия

6. Государственные внебюджетные фонды

Особенности проведения интервью:

Первичная информация для расчета показателей формируется путем обобщения данных массовых опросов населения, полученных на основе применения опросных листов, предлагаемых для заполнения установленным порядком.

Интервьюеров нужно ориентировать на вежливый и внимательный тон, однако без явного выражения жалости - нужно дать понять, что интервьюер сознает, что у респондента могут быть определенные физические ограничения, но это никак не влияет на способность респондента отвечать на вопросы - т.е. само интервью ведется так же, как с людьми, не имеющими ограничений жизнедеятельности, как со здоровыми людьми.

Для инвалидов по зрению и некоторых инвалидов с нарушениями передвижения понадобится полностью устное ведение интервью, без предъявления альбома карточек.

Для инвалидов по слуху может понадобиться полное самозаполнение анкеты - использование карточек (прилагается вариант для удобной записи в анкетах). В этом случае и два дополнительных вопроса также заполняются самим респондентом - включая оценку пригодности для глубинных интервью (вполне вероятно, что человек даст себе даже более адекватную оценку).

Для инвалидов, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, при проведении интервью должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ в здание, столовые, туалетные и другие помещения, а также их пребывание в помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м, наличие специальных кресел и других приспособлений).

Заполненные формы федерального статистического наблюдения, согласно заключенному контракту, хозяйствующим субъектом сдаются Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.