Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ в образовательной организации

Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ

в образовательной организации

Этап

Шаги проектирования АОП

Содержание деятельности

1

2

3

Предварительный

Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей

Администрация ОО (при наличии заключения ПМПК и [или] рекомендаций ИПРА):

- определяет междисциплинарную команду специалистов психолого-педагогического сопровождения;

- при отсутствии в ОО необходимых специалистов администрация рассматривает варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, муниципальной службой психолого-педагогического сопровождения, привлечение волонтеров и т.д.);

- заключает договор с родителями;

- проводит анализ информации о ребенке и его семье (см. ниже)

Оценка требований ФГОС общего образования по уровню и ФГОС НОО ОВЗ, примерных основных образовательных программ, в том числе адаптированных

- изучение документации: нормативно-правовой, учебно-методической;

- разработка локальных регламентирующих актов: приказа о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.

Диагностический

Проведение комплексного обследования ребенка педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами

- организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия;

- подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д. Основная задача - описание зон ближайшего и актуального развития, определение особых образовательных потребностей учащегося, уровня обученности. Определение направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов.

Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов развития

- организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки АОП;

- определение конкретных условий

Разработка

Проектирование АОП

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках создания АОП.

Организация обсуждения АОП. При необходимости - привлечение специалистов ППМС-центра в рамках сетевого взаимодействия. Согласование с родителями

Определение временных границ реализации АОП

Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)

Определение круга задач в рамках реализации АОП

Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм реализации разделов АОП

Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося

Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы

Реализация

Практическое применение АОП

- организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом;

- организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

- организация мониторинга эффективности коррекционной работы

Анализ и коррекция

Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП

- организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;

- внесение корректив в АОП

Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием обучения по определенному варианту АООП, в том числе ребенка с инвалидностью или обучающегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому. Обращаем ваше внимание на то, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены полностью, то есть не допускается уменьшение учебных часов и, тем более, отсутствие у ребенка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным предметам.

При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определенного уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

По результатам мониторинга готовности системы общего образования к введению ФГОС ОВЗ на региональном уровне необходимо:

- обеспечить полное комплектование штатов психолого-медико-педагогических комиссий в соответствие с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

- обеспечить полное комплектование штатов служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях (ПМПк) в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - приказ N 1015);

- обеспечить введение ставок тьюторов, ассистентов для сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в штатное расписание общеобразовательных организаций исходя из количества рекомендаций ПМПК и с учетом требования приказа N 1015;

- продолжить создание доступной архитектурной среды в общеобразовательных организациях;

- продолжить повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в соответствии со сроками введения ФГОС ОВЗ;

- обеспечить вариативность моделей обучения детей с ОВЗ;

- обеспечить условия для социальной инклюзии в рамках внеурочной работы общеобразовательных организаций для детей, которым рекомендовано обучение на дому;

- обеспечить регулярный мониторинг введения ФГОС ОВЗ в общеобразовательных организациях;

- повышать информирование родителей детей с ОВЗ о введении ФГОС ОВЗ, условиях, созданных в образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ, инвалидностью в субъекте Российской Федерации через размещение соответствующей информации на официальном сайте регионального органа управления образованием и на сайтах образовательных организаций;

- повышать информирование административных и педагогических работников по вопросам нормативного регулирования образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, требований ФГОС ОВЗ, разработки АООП.