1. Понятие и функции морского терминала для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" морской терминал представляет совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.

В сфере рыбохозяйственного комплекса деятельность морских терминалов характеризуется выполнением следующих функций:

приемка, перегрузка (перевалка), хранение, обработка уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции (далее - рыбопродукция).

В отношении судов рыбопромыслового флота:

стоянка;

техническое обслуживание - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии, а также устранения дефектов, возникающих в процессе эксплуатации судна в части электрического, рефрижераторного и технологического оборудования, корпусной и механической части (далее - техническое обслуживание);

бункеровка;

поставка продовольствия и упаковочных материалов;

иные функции, связанные с подготовкой добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Вопросы последующей переработки рыбопродукции на береговых предприятиях, а также проведения крупных (капитальных) ремонтов и строительства судов рыбопромыслового флота в рамках Стратегии не рассматриваются.

Необходимо отметить, что в деятельности морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота прослеживается отраслевая специфика.

Во-первых, для обеспечения приемки, хранения и обработки рыбопродукции требуется наличие в составе инфраструктуры морского терминала холодильно-складских комплексов. При этом доставка рыбопродукции на морской терминал может осуществляться как судами рыбопромыслового флота (в основном, при ведении прибрежного рыболовства), так и транспортными рефрижераторными судами в соответствии с базисом поставки грузов (преимущественно в случае доставки рыбопродукции, произведенной в рамках промышленного рыболовства).

Во-вторых, предназначенные для промышленного рыболовства суда рыбопромыслового флота, составляющие основную производственную мощность российского рыбохозяйственного комплекса, представляют собой высокотехнологичные комплексы, и для их технического обслуживания необходимы условия, позволяющие производить ремонты орудий добычи (вылова), технологического и морозильного оборудования. Техническое обслуживание таких судов осуществляется в большинстве случаев на судоремонтных предприятиях вне связи с выгрузкой на морские терминалы производимой ими рыбопродукции.

С учетом вышеизложенного к морским терминалам для обслуживания судов рыбопромыслового флота (далее - рыбные терминалы) относятся и в рамках Стратегии рассматриваются следующие виды объектов:

терминалы, предназначенные для технического обслуживания судов рыбопромыслового флота (центры (базы) обслуживания рыбопромыслового флота);

терминалы, предназначенные для выгрузки рыбопродукции транспортными рефрижераторными судами (перегрузочные комплексы);

терминалы, предназначенные для выгрузки рыбопродукции рыбопромысловыми и (или) транспортными рефрижераторными судами, а также предназначенные для технического обслуживания судов рыбопромыслового флота (центры (базы) комплексного обслуживания флота).