VII. Определение размера и порядок предоставления субсидий

81. Расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьи определенной численности рекомендуется считать равными произведению размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного на одного члена семьи для семей данной численности, умноженного на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидий), определяемых в соответствии с пунктами 18 - 19 Правил (пункт 37 настоящих Рекомендаций).

82. При расчете указанного в пункте 25 Правил коэффициента Кл рекомендуется использовать размеры фактической платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки - РПс и без учета предоставленной скидки - РПп, приходящиеся на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидий).

83. К основным социально-демографическим группам населения рекомендуется относить:

трудоспособное население - мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;

пенсионеры - мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также неработающие лица, получающие пенсию по инвалидности;

дети в возрасте 0 - 15 лет.

83.1. При отнесении граждан к основным социально-демографическим группам населения:

а) детей-инвалидов в возрасте до 15 лет (в том числе, учащихся), получающих пенсию по инвалидности, рекомендуется относить к социально-демографической группе "пенсионеры";

б) детей-инвалидов в возрасте до 15 лет лица (в том числе, учащихся), не получающих пенсию по инвалидности, рекомендуется относить к социально-демографической группе "дети";

в) неработающих инвалидов I, II и III группы (мужчин в возрасте 16 - 59 лет и женщин в возрасте 16 - 54 лет), получающих пенсию по инвалидности, рекомендуется относить к социально-демографической группе "пенсионеры";

г) неработающих совершеннолетних инвалидов III группы (мужчин в возрасте 16 - 59 лет и женщин в возрасте 16 - 54 лет), не получающих пенсию по инвалидности, рекомендуется относить к социально-демографической группе "трудоспособное население";

д) работающих инвалидов I, II и III группы (мужчин в возрасте 16 - 59 лет и женщин в возрасте 16 - 54 лет), в том числе получающих пенсию по инвалидности, рекомендуется относить к социально-демографической группе "трудоспособное население".

84. Величину прожиточного минимума на душу населения в целом по субъекту Российской Федерации при выборе формулы расчета субсидии С_1 или С_2 и при расчете размера субсидии по формуле С_2 не рекомендуется использовать.

85. Полученный в результате расчета по формулам С_1 или С_2 в соответствии с пунктами 23 или 24 Правил размер субсидии является максимальным размером, который может быть предоставлен получателю субсидии в течение периода предоставления субсидии, при условии, что он не превышает фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидий). При этом фактические расходы рекомендуется не ограничивать пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Если в результате расчета по формулам С_1 или С_2 получилась отрицательная величина, то рекомендуется отказывать гражданам в предоставлении субсидии.

86. В фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с которыми сравнивается размер субсидии, рассчитанный по формулам С_1 и С_2, рекомендуется не включать:

86.1. задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

86.2. начисленные пени;

86.3. размер платы за коммунальные услуги, рассчитанный с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;

86.4. перерасчеты за прошлые периоды, в течение которых субсидия не предоставлялась;

86.5. плата за содержание жилого помещения, оборудования, земельного участка и других элементов, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома;

86.6. плата, вносимая лицами, не входящими в состав семьи заявителя (получателя субсидии).

87. Если плата, установленная в договоре найма жилого помещения частного жилищного фонда, ниже фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то за фактические расходы нанимателя рекомендуется принимать плату, установленную в договоре найма. При этом плату, установленную в договоре найма жилого помещения частного жилищного фонда, в полном объеме рекомендуется учитывать в доходе наймодателя.

88. Сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рекомендуется осуществлять различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей:

88.1. по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии;

88.2. по окончании второго срока предоставления субсидии, в течение которого заканчивается отопительный период - суммарно за два срока предоставления субсидии, при условии, что субсидия предоставляется только во время отопительного периода, либо если для отопления используется в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергия (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов).

В случае если субсидия на второй срок подряд не предоставлялась, сравнение рекомендуется производить за один период предоставления субсидии после его окончания.

При этом если первый срок предоставления субсидии заканчивается в отопительный период, рекомендуется такое сравнение производить в общем порядке; второй срок предоставления субсидии, в котором начнется новый отопительный период, будет приниматься за первый.

Субсидии, приходящиеся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), рекомендуется перечислять (выплачивать) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

89. При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства рекомендуется засчитывать в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет.

90. Для граждан, получающих субсидии на приобретение твердого топлива и/или баллонов со сжиженным газом, сравнение размера субсидии с фактическими расходами рекомендуется производить за весь период предоставления субсидий. При этом сумма выплаченных за период предоставления субсидий не должна превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, включая приобретение твердого топлива и/или баллонов со сжиженным газом, за этот же период. Покупку твердого топлива и/или баллонов со сжиженным газом рекомендуется подтверждать кассовым и (или) товарным чеком.

КонсультантПлюс: примечание.

Законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ФЗ от 28.11.2018 N 442-ФЗ).

91. Субсидии рекомендуется перечислять гражданам ежемесячно до первого числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается субсидия.

В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса плата вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим. Таким образом, поскольку период внесения гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги составляет с 1 по 10 число месяца, следующего за истекшим, субсидии рекомендуется перечислять гражданам до первого числа месяца, следующего за оплачиваемым. Если договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива установлен иной срок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, то рекомендуется перечислять субсидии до начала срока оплаты, установленного договором управления.

92. Для исчисления нового значения совокупного дохода семьи при изменении обстоятельств в связи с наступлением событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 Правил, уполномоченному органу рекомендуется использовать имеющиеся в деле получателя субсидий значения среднемесячных доходов тех членов семьи, чьи обстоятельства не изменились, и рассчитать новые значения среднемесячных доходов тех членов семьи, у которых обстоятельства изменились.

92.1. В случае, если в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса законом субъекта Российской Федерации установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, то сроки перечисления субсидий указанному лицу устанавливаются соглашениями с такими лицами с целью учета полученных денежных средств при формировании платежных документов. Уполномоченному органу рекомендуется размер перечисляемых денежных сумм определять в виде доли от рассчитанного по формулам C_1 или C_2 для конкретного гражданина (семьи) размера субсидии, равной:

Доля = Pj / ССЖКУ,

где

Pj - одна из составляющих стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, соответствующая той жилищной или коммунальной услуге, предоставляемой лицом (лицами), которому вносится плата, определяемых по формулам, приведенным в пункте 72 - 75 настоящих Рекомендаций;

ССЖКУ - размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, определяемый по формулам, приведенным в пунктах 72 - 75 настоящих Рекомендаций.

(п. 92.1 введен Приказом Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023)

93. Новые значения среднемесячных доходов граждан рекомендуется определять в общеустановленном порядке путем деления суммы их доходов, полученных в течение шести месяцев, предшествующих заявлению об изменении обстоятельств, на число месяцев, в течение которых они имели эти доходы.

94. Новый среднемесячный совокупный доход семьи рекомендуется считать равным сумме значений среднемесячных доходов тех членов семьи, у которых обстоятельства не изменились, и новых значений среднемесячных доходов тех членов семьи, у которых они изменились.

95. Новый среднедушевой доход семьи рекомендуется исчислять путем деления нового среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

96. Новый совокупный доход семьи рекомендуется считать равным произведению среднедушевого дохода семьи на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии).

97. Новые расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рекомендуется рассчитывать с учетом нового количественного состава семьи.

98. При изменении доходов семьи (уменьшении или увеличении), предоставлении права или отказе в праве на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде скидки, изменении размера предоставляемой скидки и иных обстоятельств в связи с наступлением событий, не предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 Правил, размер ранее предоставленной субсидии рекомендуется не пересчитывать.