I. Подготовка нормативных правовых актов Минэкономики России

I. Подготовка нормативных правовых актов

Минэкономики России

1. Нормативные правовые акты Минэкономики России (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе Минэкономики России в пределах его компетенции.

2. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться следующими определениями нормативного правового акта и правовой нормы:

нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм;

правовая норма - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

3. Нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы Минэкономики России не вправе издавать нормативные правовые акты.

4. Нормативный правовой акт может быть издан Минэкономики России совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями.

Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Виза включает в себя наименование должности руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти (иного органа) и личную подпись визирующего, а также расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально - трудовые права работников, рассматриваются и принимаются Минэкономики России с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, а также проекты нормативно - технических и инструктивно - методических документов, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.

5. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Минэкономики России с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует Юридическое управление Минэкономики России.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Минэкономики России совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти (иными органами), могут создаваться рабочие группы.

6. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

7. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

8. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт должен иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.

В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

Ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается.

9. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено. Представляемый для регистрации в Минюст России нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц.

10. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

В случае отмены Минэкономики России нормативного правового акта, зарегистрированного в Минюсте России, соответствующий документ об отмене должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке.

Нормативные правовые акты, изданные Минэкономики России совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями), изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями).

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.

При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случая, когда акт был издан в виде, не предусмотренном абзацем первым пункта 3 настоящих Правил. В таком случае изменения в нормативный правовой акт необходимо вносить приказом.

Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, также необходимо вносить приказом.

11. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания.

При необходимости внесения изменений и дополнений в нормативный правовой акт, изданный до введения государственной регистрации, если он содержит признаки, указанные в пункте 13 настоящих Правил, разрабатывается единый новый акт.

12. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован начальником Юридического управления Минэкономики России.

Начальник Юридического управления визирует только те проекты нормативных правовых актов, которые были предварительно согласованы со всеми заинтересованными структурными подразделениями Минэкономики России.

Копия завизированного начальником Юридического управления проекта нормативного правового акта должна быть представлена в Юридическое управление в машиночитаемой форме.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) Министром экономики Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.