1. Введение

1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для руководителей коммерческих организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации [3] могут быть отнесены к научным организациям, и уставный капитал которых частично или полностью находится в государственной собственности (далее - государственные научные организации - ГНО). Целью настоящих рекомендаций является оказание им методической помощи при планировании и проведении антикризисных мероприятий.

Перечень основных нормативно - правовых актов, необходимых для выработки антикризисных мероприятий, представлен в последнем разделе Рекомендаций.

1.2. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) любая коммерческая организация, задержавшая выплату денег кредиторам на три и более месяца, может быть признана банкротом и ликвидирована. В зависимости от организационно - правовой формы и формы собственности организации - должника существуют особенности применения судебных и досудебных процедур банкротства.

Следует отметить, что Закон о банкротстве не распространяется на государственные учреждения, поскольку по своим обязательствам они могут расплачиваться только денежными средствами и государство несет субсидиарную за них ответственность.

1.3. Анализ сложившейся правовой ситуации в России и прошедших судебных процессов по банкротству ГНО показывает, что даже в самой тяжелой финансовой ситуации можно осуществить комплекс мер, позволяющий сохранить научные кадры и продолжить научную деятельность, сократив ее нерентабельную часть. Если должник предпринял комплекс таких мер, то вероятность обращения кредитора в арбитражный суд и, следовательно, банкротства должника значительно снижается, так как каждый кредитор оценивает целесообразность своего обращения в арбитражный суд с учетом того, что при эффективном противодействии должника такое обращение может привести к дополнительным убыткам.

Для ГНО наиболее эффективными антикризисными мерами являются:

1) срочная подготовка к подаче заявки на приватизацию ГНО и согласование этой меры с Миннауки России;

2) разработка и осуществление плана реструктуризации ГНО, предусматривающего группировку ее структурных подразделений по рентабельности;

3) обучение антикризисных управляющих из состава работников ГНО, имеющих высшее экономическое или юридическое образование или опыт административной работы и способных к предпринимательской деятельности в кризисных ситуациях.

Для детальной разработки эффективной антикризисной стратегии ГНО, минимизирующей вероятность их банкротства и использующей предлагаемый комплекс антикризисных мер, ниже кратко изложены важнейшие положения законодательства о банкротстве.