I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливают основные требования охраны труда при проведении аварийно-восстановительных работ (ликвидация последствий транспортных происшествий, связанных со сходами с рельсов подвижного состава, чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера на железной дороге), а также при выполнении производственных работ, относящихся к неосновной производственной деятельности (ремонт железнодорожных мостов и путепроводов, монтаж и демонтаж стрелочных переводов, вагонных замедлителей, опор контактной сети, погрузка (выгрузка) тяжеловесных грузов и т.д.).

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на работников восстановительных поездов дирекций аварийно-восстановительных средств - структурных подразделений железных дорог - филиалов ОАО "РЖД".

1.3. Начальники восстановительных поездов обязаны обеспечить безопасные условия и охрану труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами по охране труда, стандартами безопасности труда и настоящими Правилами.

Перечень нормативных документов по охране труда, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в Приложении N 1 к настоящим Правилам.

1.4. Организация безопасного выполнения работ при выполнении производственных заданий должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), технологической, конструкторской, эксплуатационной и нормативной документации ОАО "РЖД".

1.5. Работники, допущенные к участию в производственных процессах, должны соблюдать правила, инструкции и другие нормативные документы по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности и промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность), установленные для выполняемой ими работы.

1.6. Для работников восстановительных поездов, применительно к их профессиям или видам выполняемых ими работ, должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда.

Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда, межотраслевыми и отраслевыми типовыми инструкциями по охране труда, нормативными документами ОАО "РЖД" на основе настоящих Правил и с учетом оснащенности восстановительного поезда техническими средствами, технологическим оборудованием и конкретными типами подвижного состава.

1.7. При производстве аварийно-восстановительных и других работ на работников восстановительных поездов могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003, приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н:

а) физические:

движущиеся машины и механизмы (грузоподъемные краны, железнодорожный подвижной состав, автомобильный транспорт и другие транспортные средства);

подвижные части оборудования и разрушающиеся конструкции (не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

превышение предельно-допустимой концентрации по химическому фактору и фактору аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли);

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

расположение рабочих мест на высоте;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях деталей, инструментов и оборудования;

б) химические:

по характеру воздействия и пути проникания в организм человека при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вредными химическими веществами;

в) психофизиологические:

физические перегрузки.

1.8. Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, Методике проведения специальной оценки условий труда.

1.9. Освещенность рабочих мест на открытых площадках и в помещениях производственной базы должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 56852, ГОСТ Р 54984, СП 52.13330, ОСТ 32.120.

1.10. Освещение в салонах вагонов восстановительных поездов должно соответствовать требованиям ОСТ 32.120, СП 2.5.1336, СП 2.5.1198.

1.11. Показатели микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях и в вагонах восстановительных поездов должны соответствовать требованиям СП 60.13330, СП 56.13330, СанПиН 2.2.4.548, СП 2.5.1336 и СП 2.5.1198.

1.12. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях, на открытых рабочих площадках и в вагонах восстановительных поездов не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.1313, ГН 2.2.5.2308, СанПиН 1.2.2353.

1.13. Эксплуатация водопроводных, канализационных и очистных сооружений и сетей должна производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.006.

1.14. Меры безопасности при эксплуатации электрооборудования должны обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.1.019, Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП), Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее - ПОТЭУ), стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" (далее - СТО РЖД 15.013-2015), Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи.

1.15. При выполнении электросварочных и газосварочных работ следует выполнять требования Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, ПУЭ, ПТЭЭП, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, ГОСТ 12.3.003, Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204, Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

1.16. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, технической документации, содержащей требования безопасности при производстве работ и других нормативных документов, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ.

1.17. При работе на высоте следует соблюдать требования Правил по охране труда при работе на высоте.

1.18. При эксплуатации автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) и Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте.

1.19. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов работники восстановительного поезда должны соблюдать требования Федерального закона от 22 сентября 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Для производственных помещений и зданий в пункте постоянной дислокации восстановительного поезда должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 105-03, СП 56.13330.

Восстановительные поезда должны оснащаться средствами пожаротушения в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава первичными средствами пожаротушения. Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

1.20. Для обеспечения экологической безопасности, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду следует соблюдать требования Федеральных законов Российской Федерации: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления".

Исправность и эффективность вентиляционных систем определяются на основании результатов исследований, проводимых экологическими лабораториями ОАО "РЖД" и органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).

Выбросы в атмосферу воздуха из систем общеобменной и местной вентиляций не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха прилегающих жилых районов и должны соответствовать требованиям СП 60.13330.

Обтирочный материал, загрязненный маслами, относится к категории пожароопасных и, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.1322-03, не допускается к совместному накоплению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами.

Отходы, образующиеся в процессе работы, должны собираться в отдельные емкости с крышками.

Выброс и захоронение отходов допускаются с разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзора).

Запрещается сжигать и выбрасывать отходы на железнодорожный путь.

1.21. Работники восстановительных поездов должны проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры в соответствии с Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

Работники, связанные с движением поездов, вредными и опасными производственными факторами, должны проходить психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также, работающими в условиях повышенной опасности.

Начальник восстановительного поезда обязан обеспечить своевременность прохождения работниками медицинских осмотров.

1.22. К работам на восстановительных поездах допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, прошедшие аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ, вводный инструктаж по охране труда, вводный противопожарный инструктаж, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, стажировку, проверку знаний требований охраны труда.

Вновь принимаемые на работу работники при проведении вводного инструктажа по охране труда должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая на производстве и с правилами оказания первой помощи пострадавшим.

В соответствии с требованиями Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", а также его дочерних и зависимых обществах, работники, впервые принятые на работу или переведенные из подразделения в подразделение внутри ОАО "РЖД" с существенным изменением характера работы в зимних условиях ("первозимники") должны проходить обучение по программе для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.

Женщины и лица, не достигшие возраста 18 лет, не должны допускаться к работам, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, и Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.

1.23. В процессе работы работники обязаны проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты, обучение по охране труда, мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, аттестацию, предусматривающую проверку знаний ПТЭ.

В соответствие с требованиями стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения" работники восстановительных поездов не реже одного раза в год должны проходить теоретическое и практическое обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае.

1.24. Работники, направляемые в командировку, перед отправлением должны проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытию на место командирования - вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в месте командирования.

1.25. Обучение и проверка знаний требований охраны труда, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения".

1.26. Работники, связанные с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок (в том числе сварочных агрегатов, ручных электрических машин и инструментов), должны проходить обучение и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям, в соответствии с требованиями ПТЭЭП, ПОТЭУ, СТО РЖД 15.013-2015, Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи, а также других нормативных документов по вопросам электробезопасности.

В зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ, работники, связанные с эксплуатацией электроустановок, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

В соответствие с требованиями Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи работники восстановительных поездов должны периодически один раз в год проходить теоретическое и практическое обучение приемам освобождения от действия электрического тока и оказанию первой помощи пострадавшим от электрического тока.

1.27. Работники, эксплуатирующие грузоподъемные краны (далее - подъемные сооружения, ПС), должны проходить обучение и проверку знаний в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Зацепка (захватывание), обвязка, строповка и навешивание груза на крюк ПС с использованием грузозахватных приспособлений, должна производиться квалифицированным персоналом, прошедшим обучение профессии стропальщик.

Работники, допущенные к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов с применением ПС должны иметь удостоверения на право производства работ.

1.28. Обучение по пожарно-техническому минимуму с проверкой знаний требований пожарной безопасности и противопожарные инструктажи должны проводиться работникам восстановительных поездов в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации и стандарта ОАО "РЖД" "Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД". Организация обучения".

1.29. До начала проведения работ на высоте работники должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ.

В соответствие с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте начальник восстановительного поезда обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

допускаемых к работам на высоте впервые,

переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения,

имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

1.30. Работники восстановительных поездов должны знать:

порядок ограждения мест производства работ;

технологии выполнения восстановительных работ;

порядок действий при ликвидации последствий железнодорожных транспортных происшествий с опасными грузами;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, меры защиты от них и порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

требования охраны труда, производственной санитарии, электробезопасности, промышленной и пожарной безопасности;

правила применения противопожарного оборудования и инвентаря;

требования настоящих Правил (в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии).

1.31. Режимы труда и отдыха работников восстановительных поездов, в том числе и в случае объявления повышенной готовности, устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов и Положением о восстановительных поездах железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

1.32. Начальник восстановительного поезда (заместитель начальника восстановительного поезда) должен обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников, в том числе:

обеспечивать постоянный контроль за соблюдением нормативных документов, содержащих требования охраны труда, пожарной и промышленной безопасности, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия;

совершенствовать технологические процессы аварийно-восстановительных и ремонтных работ;

обеспечивать укомплектование кабинета охраны труда (уголка охраны труда) нормативными документами, наглядными пособиями и плакатами по охране труда;

обеспечивать работникам своевременное проведение инструктажей, обучение и проверку знаний требований охраны труда;

контролировать своевременное проведение освидетельствований и испытаний машин, грузоподъемных механизмов, транспортных средств и другой техники, а также исправность инструмента и приспособлений.

1.33. Начальник восстановительного поезда обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников в соответствии с требованиями Федерального закона "О специальной оценке условий труда", СТО РЖД 1.15.012-2014 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Специальная оценка условий труда" и других нормативных актов по охране труда.

1.34. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 45н с учетом результатов специальной оценки условий труда, должны бесплатно выдаваться молоко по 0,5 л за смену или другие равноценные пищевые продукты.

1.35. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работники восстановительных поездов, должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы СИЗ).

СИЗ должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты".

Выбор конкретных СИЗ должен проводиться в зависимости от вида работ и применяемых веществ и материалов.

1.36. Начальник восстановительного поезда должен организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Порядок выдачи, хранения и использования СИЗ должен соответствовать требованиям Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и других средств индивидуальной защиты и Порядка обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты.

1.37. Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

1.38. При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (очки защитные, респираторы, противогазы, страховочные привязи, каски и др.), начальник восстановительного поезда должен обеспечить проведение инструктажа работникам о правилах применения соответствующих СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организовать тренировки по их применению.

1.39. Работники восстановительных поездов, занятые на работах с выделением вредных газов, пыли, искр, отлетающих осколков и стружки, должны дополнительно обеспечиваться очками защитными, фильтрующими полумасками, респираторами, противогазами.

Очки защитные, рукавицы, полумаски фильтрующие (респираторы) не должны иметь механических повреждений.

1.40. Работники, подвергающиеся воздействию уровня шума, превышающего значение 80 дБА, должны быть обеспечены СИЗ органа слуха (противошумными наушниками, вкладышами).

1.41. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях все работники, независимо от должности и профессии, должны быть обеспечены сигнальными жилетами.

На сигнальных жилетах должны быть нанесены трафареты из букв и цифр черного цвета: со стороны спины высотой 15 - 20 см, указывающих принадлежность владельца к соответствующему восстановительному поезду, а на груди, в верхней части, высотой 7 - 10 см, указывающих принадлежность владельца к дирекции аварийно-восстановительных средств.

1.42. Работники, выполняющие работы на высоте, должны быть обеспечены страховочными системами.

Страховочная привязь и соединительно-амортизирующая подсистема не должна иметь разрывов ниток в сшивках, надрывов, прожогов, надрезов. Металлические детали не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее случайное раскрытие карабина, и обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление его одной рукой при надетой утепленной рукавице (перчатке). Замок и предохранительное устройство карабина должны закрываться автоматически.

Предохранительные пояса должны иметь паспорта и бирки с отметкой о дате последнего испытания. При отсутствии отметки об испытании, при истекшем сроке испытания или при обнаружении неисправности во время осмотра использование предохранительных поясов запрещается.

Страховочная привязь не испытывается, эксплуатируется до истечения разрешенного срока эксплуатации в соответствии с документацией производителя.

1.43. Все работники, находящиеся на месте производства аварийно-восстановительных работ, должны быть обеспечены защитными касками.

Каски защитные не должны иметь механических повреждений корпуса, нарушений целостности внутренней оснастки. Запрещается применять каски, попавшие под удар. Срок эксплуатации защитных касок не должен превышать даты, указанной изготовителем на каске.

1.44. Диэлектрические перчатки не должны иметь механических повреждений и быть влажными. Отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток следует проверять путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности. Перчатки, находящиеся в эксплуатации, следует периодически, по мере необходимости, промывать содовым или мыльным раствором с последующей сушкой. В процессе эксплуатации диэлектрические перчатки должны проверяться по нормам эксплуатационных электрических испытаний не реже 1 раза в 6 месяцев. Запрещается применять диэлектрические перчатки без штампа испытания или с просроченным сроком эксплуатации.

1.45. Диэлектрические ковры должны соответствовать ГОСТ 4997, не должны иметь механических повреждений (проколов, надрывов, трещин и т.п.). Ковры необходимо осматривать не реже 1 раза в 6 месяцев, а также непосредственно перед применением.

1.46. Сроки пользования спецодежды, спецобуви и СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплозащитной спецодежды и утепленной спецобуви включается и время ее хранения в теплое время года.

Сроки носки СИЗ органов дыхания, слуха, глаз, страховочных систем установлены "до износа" и зависят от фактических условий труда на рабочих местах, срока службы и хранения СИЗ, которые указаны в техническом паспорте на изделие.

Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены. В таких случаях СИЗ выдаются работникам под ответственность руководителей подразделений (участков, бригад и т.п.).

1.47. Спецодежда, спецобувь и СИЗ должны храниться в отдельных сухих отапливаемых, чистых, вентилируемых помещениях, изолированных от каких-либо посторонних предметов и материалов в соответствии с требованиями Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и других средств индивидуальной защиты и Порядка обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты.

1.48. Начальник восстановительного поезда обязан организовать своевременный уход за СИЗ, их хранение, ремонт и замену СИЗ.

1.49. Начальник восстановительного поезда вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки.

1.50. Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, порядком и условиями их выдачи, Рекомендациями по использованию смывающих и обезвреживающих средств для работников основных профессий структурных подразделений ОАО "РЖД", Стандартом безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".

1.51. В пункте постоянной дислокации восстановительных поездов, должны быть оборудованы кабинеты или уголки по охране труда в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, Положением о кабинете охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта.

1.52. На территории и в производственных помещениях пункта постоянной дислокации восстановительного поезда, в местах, которые могут служить источником опасности для работников, должны быть размещены (установлены, нанесены, вывешены) знаки безопасности и сигнальная разметка по ГОСТ Р 12.4.026. Порядок их применения осуществляется в соответствии с Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта и Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.

1.53. В соответствии с требованиями Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях работники восстановительных поездов должны соблюдать следующие требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях:

проходить к месту работы и обратно в пределах территории железнодорожной станции по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам. При следовании необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

быть одетыми в сигнальный жилет;

при проходе вдоль железнодорожных путей идти следует по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 метров от крайнего рельса. В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2,5 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда. Следует внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;

переходить железнодорожные пути следует под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на рельсы, концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. При этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, специальным подвижным составом разрешается, если расстояние между их автосцепками не менее 10 метров. При этом идти следует посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, следует на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки;

при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отойти с пути (в том числе смежного пути) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути. Если работник оказался в междупутье, а по путям одновременно движутся поезда или маневровые составы, он должен присесть (лечь) посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода (или остановки) поезда (маневрового состава, локомотива).

1.54. При выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (сумерках, тумане, снегопаде) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

1.55. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать пути перед приближающимся подвижным составом при его визуальном или звуковом обнаружении, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего подвижного состава;

запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них;

протаскивать инструменты и материалы под вагонами;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

наступать на рельсы и на концы железобетонных шпал;

располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;

становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

производить работы, связанные с выходом на железнодорожные пути, при отсутствии сигналиста, наблюдающего за приближением поездов;

пользоваться мобильной сотовой связью, аудио-видео-плеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности. Разрешается пользоваться мобильными телефонами только в случаях крайней необходимости, связанной с обеспечением безопасности движения, предотвращением террористических и противоправных действий, пожаров на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", а также при несчастных случаях с работниками и/или гражданами. В этом случае работник должен находиться на расстоянии не менее 3 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 140 км/ч и не менее 6 метров от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч.

1.56. Для обеспечения безопасности работников восстановительных поездов при выполнении аварийно-восстановительных работ запрещается:

наступать на электрические провода и кабели;

снимать ограждения токоведущих частей оборудования, находящихся под напряжением;

самостоятельно производить ремонт вышедшего из строя электрооборудования;

прикасаться к арматуре общего освещения, к опорам контактной сети, к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии (в том числе к оборванным проводам) и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли и заземленных конструкций, а также приближаться к ним на расстояние ближе 8 метров;

приближаться на расстояние ближе 2 метров к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, неогражденным проводам, находящимся под напряжением;

подниматься на крышу подвижного состава, находящегося под контактным проводом или воздушной линией электропередачи (далее - ВЛ).

1.57. Начальник восстановительного поезда (заместитель начальника восстановительного поезда, мастер) не должен допускать к производственным процессам работников, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. При обнаружении работников в таком состоянии следует немедленно отстранять их от работы и направлять на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинское (наркологическое) освидетельствование. В случае установления у работника при медицинском освидетельствовании любого из вышеупомянутых состояний, руководитель восстановительного поезда направляет рапорт руководителю Дирекции с необходимым пакетом документов о появлении работника в состоянии алкогольного опьянения.

1.58. Контроль за соблюдением настоящих Правил и состоянием охраны труда в восстановительных поездах должен осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.59. Работники восстановительных поездов, допустившие нарушение требований нормативных актов по охране труда, электробезопасности, природоохранной деятельности, промышленной и пожарной безопасности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.