МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 апреля 2015 г. N Д23и-1743

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел в пределах своей компетенции совместно с Росреестром обращение по вопросу о невозможности государственной регистрации прав без личного участия собственника имущества или его законного представителя и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем по изложенным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) при представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без его личного участия (далее - заявление о невозможности государственной регистрации) по заявлению о государственной регистрации права, представленному иным лицом, в том числе представителем собственника, не являющимся его законным представителем, или второй стороной сделки, если Закон о регистрации или другой федеральный закон допускает осуществление государственной регистрации права на основании заявления одной из сторон сделки, в ЕГРП вносится запись о заявлении о невозможности государственной регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК):

юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (пункт 1 статьи 182 ГК) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом;

порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом;

учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга; сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу пункта 17 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. N 765 (далее - Правила), о правообладателе, лице, права которого ограничиваются (обременяются), лице, в пользу которого права ограничиваются (обременяются), стороне сделки в записях ЕГРП в отношении российского юридического лица, в том числе международной организации, созданной на территории Российской Федерации, указываются полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер.

Таким образом, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, повторного заявления о невозможности государственной регистрации при изменении руководителя юридического лица не требуется.

Относительно представления документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимости третьим лицом при наличии в ЕГРП записи о заявлении о невозможности государственной регистрации отмечаем.

Согласно пункту 2 статьи 28.1 наличие записи о заявлении о невозможности государственной регистрации в ЕГРП является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости.

В силу статьи 16 Закона о регистрации:

к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения;

орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц; заявитель вправе представить выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц в том числе содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В этой связи при наличии в ЕГРП записи о заявлении о невозможности государственной регистрации (если правообладателем является юридическое лицо) в случае представления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимости лицом, не указанным в полученной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке межведомственного взаимодействия выписке из единого государственного реестра юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, такое заявление возвращается без рассмотрения.

Дополнительно отмечаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.А.ЯЦКИЙ