3.1. Требования охраны труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств безопасности

3.1. Требования охраны труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств безопасности.

3.1.1. Работники, допущенные к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств безопасности, должны знать устройство и принципы действия применяемого оборудования (приборов, стендов), должны быть ознакомлены с технологическим процессом предстоящих работ.

3.1.2. При выполнении работ вблизи железнодорожных путей работники должны находиться в сигнальных жилетах.

3.1.3. Во время ввода (вывода) локомотива в цех работники должны находиться на безопасном расстоянии от движущегося локомотива, за пределами мест, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!".

3.1.4. Перед началом обслуживания и ремонта устройств безопасности на локомотиве следует:

убедиться в закреплении локомотива от ухода тормозными башмаками, уложенными под колесные пары;

убедиться в снятии напряжения с контактного провода ремонтного пути, на котором установлен локомотив, и отключении его от постороннего источника питания тяговых электродвигателей;

обесточить электрические цепи, которые питают устройства безопасности, снять (отключить) предохранители электрических цепей, предусмотренные конструкцией.

Запрещается вскрывать и устранять неисправности электрических приборов и аппаратов, находящихся под напряжением, отключать блокирующие устройства, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала.

3.1.5. В качестве дополнительного освещения на рабочих местах разрешается использовать переносные инвентарные светильники и фонари, отвечающие требованиям электробезопасности.

В помещениях с повышенной опасностью (и особо опасных) переносные электрические светильники должны иметь напряжение не выше 50 В.

При работах в особо неблагоприятных условиях переносные светильники должны иметь напряжение не выше 12 В.

3.1.6. При подъеме (спуске) по лестницам на возвышенные технологические площадки работники должны держаться за поручни обеими руками. При уклоне лестницы выхода на повышенную площадку более 60° подъем и спуск необходимо осуществлять лицом к лестнице.

Во время подъема (спуска) на повышенные площадки находиться на лестнице шириной до 1,5 метра более одного человека запрещено.

Находясь на повышенных площадках ремонтных стойл, выходить на крышу локомотива следует по оборудованным площадкам.

3.1.7. При нахождении на крыше локомотива запрещается переходить (перебегать, перепрыгивать) с секции на секцию локомотива.

При откручивании и закручивании болтов движение ключа следует направлять к себе. При этом необходимо располагаться лицом к краю крыши, не допуская падения инструмента и деталей.

Запрещается держать на крыше локомотива лишние детали и инструменты.

3.1.8. При работе на крыше локомотива, стоящего на путях или ремонтных позициях, не имеющих огражденных повышенных площадок на уровне крыши подвижного состава, работник должен использовать страховочную систему и защитную каску.

3.1.9. При выполнении работ в стесненных (замкнутых) пространствах, для защиты головы от вертикальных и боковых ударов о неподвижные предметы и ограждения, работник должен использовать каскетку.

3.1.10. При выполнении работ с пониженной площадки смотровой канавы, а также работ с использованием грузоподъемных механизмов необходимо использовать защитную каску.

3.1.11. Настройку антенн следует производить из кабины локомотива. Не допускается приближаться и касаться антенны в момент ее настройки.

3.1.12. Располагать снимаемое с локомотива оборудование, предназначенное для дальнейшей транспортировки в ремонт в соответствующие отделения и участки, установленные технологическим процессом, следует в специально отведенных местах.

3.1.13. Измерение мегаомметром должно проводиться по распоряжению обученными работниками из числа электротехнического персонала в два лица, имеющим группу IV и III, при условии выполнения технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ со снятием напряжения.

Запрещается оставлять одного работника для выполнения работ с мегаомметром.

3.1.14. Перед проверкой сопротивления изоляции электрических цепей машин и аппаратов локомотива мегаомметром следует убедиться, что все работы на локомотиве прекращены, работники с используемым в работе инструментом сошли с локомотива и вышли из смотровой канавы, а на локомотив спереди и сзади вывешены предупредительные знаки.

3.1.15. Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

3.1.16. При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг). При этом следует пользоваться диэлектрическими перчатками.

3.1.17. При работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен, не разрешается. После окончания работы следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.

3.1.18. Перед испытанием приборов на стендах работник должен проверить:

наличие и исправность заземления испытательного стенда;

отсутствие повреждения диэлектрического ковра;

качество соединения с магистралью сжатого воздуха;

исправность работы приборов, зажимов, запорной арматуры, блокировочных устройств;

надежность крепления оборудования, установленного на стенде.

Производить отсоединение разборных электрических контактных соединений, находящихся под напряжением, запрещается.

3.1.19. Использованные обтирочные и другие материалы следует складывать только в предназначенные для этих целей емкости (тару).

3.1.20. Обмывку керосином, бензином (нефрасом), обдувку воздухом и протирку деталей оборудования салфетками следует производить при включенной вытяжной вентиляции. При этом для защиты лица и рук необходимо использовать защитный лицевой щиток и резиновые перчатки.

3.1.21. При работе с моющими жидкостями и концентратом следует применять индивидуальные средства защиты (спецодежду, резиновые перчатки, защитные очки, мази и пасты), а также соблюдать правила личной гигиены.

Использование технических жидкостей, предназначенных для чистки и протирки оборудования и приборов не по назначению, запрещается.

3.1.22. В процессе работы запрещается:

подниматься и производить какие-либо работы на крыше локомотива на электрифицированных железнодорожных путях и под воздушной линией электропередачи, если контактная подвеска, воздушная линия электропередачи находятся под напряжением;

работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками, а также снимать защитные ограждения, сетки и кожухи с вращающихся частей оборудования до полной их остановки;

снимать ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;

производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя оборудования;

чистить и смазывать механизмы во время их работы;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в функциональные обязанности работника;

переходить в неустановленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

находиться под локомотивом, в смотровой канаве (пониженной площадке смотровой канавы), на крыше, подножке и лестнице локомотива, а также в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!" во время производства маневров подвижного состава, вводе (выводе) локомотива на ремонтную позицию;

производить какие-либо работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств безопасности во время проведения вибродиагностики узлов локомотива;

находиться в проеме открытых шторных ворот или при их подъеме и опускании;

производить работу, если пол на рабочем месте скользкий (облит маслом, другими ГСМ).

3.1.23. Во время работы работники обязаны содержать рабочее место в чистоте, не допускать его загромождения деталями, приспособлениями и инструментом.