Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 16.11.2017 N 1118).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы имеющихся и приобретаемых научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-4);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-5);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-6);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования приемов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью ориентироваться в базовых положениях филологической теории, применять их с учетом особенностей современного развития науки, владением методами оценки научных исследований, интеллектуального труда (ОПК-1);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности (ОПК-2);

способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал словесности (ОПК-3);

способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал в его истории (ОПК-4);

способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал в современном состоянии (ОПК-5);

знанием тенденций развития строя и употребления языка (ОПК-6);

готовностью и способностью воспринимать и оценивать современные литературные процессы, знать опубликованные в последнее время наиболее значительные произведения словесности и уметь их анализировать (ОПК-7);

знанием отечественного устного народного творчества (ОПК-8);

знанием древнерусской и классической литературы (ОПК-9);

знанием новейшей русской литературы (ОПК-10);

знанием античной литературы (ОПК-11);

знанием зарубежной литературы (ОПК-12);

способностью и готовностью вести корректную дискуссию в печати и в устных выступлениях (ОПК-13);

способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки (ОПК-14);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей профессиональной деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-15);

готовностью демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ОПК-16);

способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-17);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-18);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-19);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-20).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

литературно-творческая деятельность:

четким осознанием литературного творчества как словесного искусства, обладающего неисчерпаемыми идеологическими и эстетическими ресурсами, а потому играющего важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества, его мировоззрения и культуры (ПК-1);

способностью и готовностью, сознавая свою ответственность перед читателями, постоянно совершенствовать свое писательское мастерство, опираясь как на классические образы отечественной и зарубежной литературы, так и на достижения современной филологической науки (ПК-2);

литературно-критическая деятельность:

готовностью и способностью в литературно-критической работе анализировать и оценивать идеологическую и эстетическую составляющие литературного процесса, прогнозировать перспективы его развития (ПК-3);

литературно-переводческая деятельность:

готовностью и способностью в переводческой работе глубоко анализировать идеологическую и эстетическую сторону переводимой литературы, основательно изучать историю и современное положение страны, где создана переводимая книга (ПК-21);

культурно-просветительская деятельность:

способностью к осуществлению просветительской и воспитательной работы в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений (ПК-22);

способностью и готовностью к выступлениям на радио и телевидении, в Интернет-проектах, чтению лекций, встречам с читателями, в ходе которых пропагандируются русская классическая и современная литература и культура, значение русского языка как орудия культуры и материала словесности (ПК-23);

способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического развития славянства, его культуры, языка и словесности как важнейших духовных составляющих данного процесса (ПК-24);

аналитическая деятельность:

способностью и готовностью к эстетическому анализу творческого процесса, истории и современного состояния языка и словесности с целью выявления наиболее значимых процессов в этих областях для объективной, всесторонней и обобщенной оценки явлений, вызывающих дискуссии в науке и споры в обществе (ПК-25);

научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью применять современные методы исследования языка и словесности (ПК-26);

готовностью изучать классические филологические труды отечественных и зарубежных ученых (ПК-27);

способностью создавать на базе аналитических данных и знаний, полученных из изучаемой специальной литературы и творческого опыта, научно-исследовательские работы в сфере отечественной и зарубежной филологии (ПК-28);

идеологическая деятельность:

способностью и готовностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем в историческом развитии, к самостоятельному формированию и отстаиванию собственных мировоззренческих позиций (ПК-29);

способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ПК-30);

готовностью на основе знания отечественной и мировой истории уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ПК-31);

способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ПК-32);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ПК-33);

способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации; способностью к критическому восприятию информации ("критическому мышлению"), ее анализу и синтезу (ПК-34);

способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого мнения, культуры, опыта; к социальной мобильности (ПК-35);

педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к осуществлению учебной (преподавательской) работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-36);

способностью и готовностью к внедрению в преподавание новейших достижений в области содержания и методики обучения словесности и языку как материалу словесности методик, относящихся к творческому процессу (ПК-37).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Литературный работник":

способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, в том числе содержание современного литературного процесса, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ПСК-1.1);

способностью к созданию оригинальных художественных и общественно значимых произведений словесности (ПСК-1.2);

способностью и готовностью осуществлять свою творческую деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ПСК-1.3);

готовностью к оправданному изменению вида и характера своей профессиональной деятельности в области литературного творчества (ПСК-1.4);

знанием теории стиха и прозы (ПСК-1.5);

знанием теории драмы (ПСК-1.6);

знанием теории литературной критики (ПСК-1.7);

знанием истории русской литературной критики (ПСК-1.8);

знанием истории зарубежной литературной критики (ПСК-1.9);

способностью и готовностью к созданию на многосторонней и объективной научной основе литературно-критических статей и книг (ПСК-1.10);

способностью и готовностью объективно и глубоко разбираться в точках зрения мнениях других специалистов и давать им справедливую оценку (ПСК-1.11);

способностью и готовностью к предиздательской подготовке и редактированию текстов художественной словесности и текстов "нехудожественных" стилей (ПСК-1.12);

владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ПСК-1.13);

специализация N 2 "Литературный работник, переводчик художественной литературы":

способностью к созданию высокохудожественных, основанных на достижениях современной теории и практики, переводов наиболее значительных и актуальных произведений зарубежной литературы (ПСК-2.1);

способностью и готовностью к постоянному углубленному изучению языка, истории, культуры и экономико-политического положения страны, переводимой литературы (ПСК-2.2);

способностью и готовностью к профессиональному устному и письменному диалогу с коллегами из страны переводимой литературы; способностью и готовностью к свободному общению с гражданами этой страны на их языке и постоянному совершенствованию знаний второго иностранного языка (ПСК-2.3);

способностью к теоретическому осмыслению и обобщению исторически сложившихся принципов и приемов художественного перевода (ПСК-2.4);

знанием литературы страны изучаемого языка в ее истории, различных литературных направлениях и стилях (ПСК-2.5).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания, и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.