5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы имеющихся и приобретаемых научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-4);
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-5);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-6);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования приемов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью ориентироваться в базовых положениях филологической теории, применять их с учетом особенностей современного развития науки, владением методами оценки научных исследований, интеллектуального труда (ОПК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал словесности (ОПК-3);
способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал в его истории (ОПК-4);
способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал в современном состоянии (ОПК-5);
знанием тенденций развития строя и употребления языка (ОПК-6);
готовностью и способностью воспринимать и оценивать современные литературные процессы, знать опубликованные в последнее время наиболее значительные произведения словесности и уметь их анализировать (ОПК-7);
знанием отечественного устного народного творчества (ОПК-8);
знанием древнерусской и классической литературы (ОПК-9);
знанием новейшей русской литературы (ОПК-10);
знанием античной литературы (ОПК-11);
знанием зарубежной литературы (ОПК-12);
способностью и готовностью вести корректную дискуссию в печати и в устных выступлениях (ОПК-13);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки (ОПК-14);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей профессиональной деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-15);
готовностью демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ОПК-16);
способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-17);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-18);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-19);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-20).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
литературно-творческая деятельность:
четким осознанием литературного творчества как словесного искусства, обладающего неисчерпаемыми идеологическими и эстетическими ресурсами, а потому играющего важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества, его мировоззрения и культуры (ПК-1);
способностью и готовностью, сознавая свою ответственность перед читателями, постоянно совершенствовать свое писательское мастерство, опираясь как на классические образы отечественной и зарубежной литературы, так и на достижения современной филологической науки (ПК-2);
литературно-критическая деятельность:
готовностью и способностью в литературно-критической работе анализировать и оценивать идеологическую и эстетическую составляющие литературного процесса, прогнозировать перспективы его развития (ПК-3);
литературно-переводческая деятельность:
готовностью и способностью в переводческой работе глубоко анализировать идеологическую и эстетическую сторону переводимой литературы, основательно изучать историю и современное положение страны, где создана переводимая книга (ПК-21);
культурно-просветительская деятельность:
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной работы в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений (ПК-22);
способностью и готовностью к выступлениям на радио и телевидении, в Интернет-проектах, чтению лекций, встречам с читателями, в ходе которых пропагандируются русская классическая и современная литература и культура, значение русского языка как орудия культуры и материала словесности (ПК-23);
способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического развития славянства, его культуры, языка и словесности как важнейших духовных составляющих данного процесса (ПК-24);
способностью и готовностью к эстетическому анализу творческого процесса, истории и современного состояния языка и словесности с целью выявления наиболее значимых процессов в этих областях для объективной, всесторонней и обобщенной оценки явлений, вызывающих дискуссии в науке и споры в обществе (ПК-25);
научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью применять современные методы исследования языка и словесности (ПК-26);
готовностью изучать классические филологические труды отечественных и зарубежных ученых (ПК-27);
способностью создавать на базе аналитических данных и знаний, полученных из изучаемой специальной литературы и творческого опыта, научно-исследовательские работы в сфере отечественной и зарубежной филологии (ПК-28);
способностью и готовностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем в историческом развитии, к самостоятельному формированию и отстаиванию собственных мировоззренческих позиций (ПК-29);
способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ПК-30);
готовностью на основе знания отечественной и мировой истории уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ПК-31);
способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ПК-32);
способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ПК-33);
способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации; способностью к критическому восприятию информации ("критическому мышлению"), ее анализу и синтезу (ПК-34);
способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого мнения, культуры, опыта; к социальной мобильности (ПК-35);
способностью и готовностью к осуществлению учебной (преподавательской) работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-36);
способностью и готовностью к внедрению в преподавание новейших достижений в области содержания и методики обучения словесности и языку как материалу словесности методик, относящихся к творческому процессу (ПК-37).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:
специализация N 1 "Литературный работник":
способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, в том числе содержание современного литературного процесса, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ПСК-1.1);
способностью к созданию оригинальных художественных и общественно значимых произведений словесности (ПСК-1.2);
способностью и готовностью осуществлять свою творческую деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ПСК-1.3);
готовностью к оправданному изменению вида и характера своей профессиональной деятельности в области литературного творчества (ПСК-1.4);
знанием теории стиха и прозы (ПСК-1.5);
знанием теории драмы (ПСК-1.6);
знанием теории литературной критики (ПСК-1.7);
знанием истории русской литературной критики (ПСК-1.8);
знанием истории зарубежной литературной критики (ПСК-1.9);
способностью и готовностью к созданию на многосторонней и объективной научной основе литературно-критических статей и книг (ПСК-1.10);
способностью и готовностью объективно и глубоко разбираться в точках зрения мнениях других специалистов и давать им справедливую оценку (ПСК-1.11);
способностью и готовностью к предиздательской подготовке и редактированию текстов художественной словесности и текстов "нехудожественных" стилей (ПСК-1.12);
владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ПСК-1.13);
специализация N 2 "Литературный работник, переводчик художественной литературы":
способностью к созданию высокохудожественных, основанных на достижениях современной теории и практики, переводов наиболее значительных и актуальных произведений зарубежной литературы (ПСК-2.1);
способностью и готовностью к постоянному углубленному изучению языка, истории, культуры и экономико-политического положения страны, переводимой литературы (ПСК-2.2);
способностью и готовностью к профессиональному устному и письменному диалогу с коллегами из страны переводимой литературы; способностью и готовностью к свободному общению с гражданами этой страны на их языке и постоянному совершенствованию знаний второго иностранного языка (ПСК-2.3);
способностью к теоретическому осмыслению и обобщению исторически сложившихся принципов и приемов художественного перевода (ПСК-2.4);
знанием литературы страны изучаемого языка в ее истории, различных литературных направлениях и стилях (ПСК-2.5).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания, и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей