Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (далее также - ОРВ) проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - проекты нормативных правовых актов), и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее соответственно - нормативные правовые акты, экспертиза) в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2001, N 7, ст. 608; 2002, N 19, ст. 1792; N 30, ст. 3024; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; N 50, ст. 4950; 2005, N 1, ст. 17, 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10, 13, 14; N 23, ст. 2380; N 29, ст. 3124; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3427, 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1464; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455, N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 13, ст. 1186; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 49, ст. 5747; N 52, ст. 6229, 6236; 2009, N 7, ст. 772; N 14, ст. 1576; N 29, ст. 3612; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6156, 6163; 2010, N 14, ст. 1549; N 15, ст. 1736, 1738; N 19, ст. 2291; N 23, ст. 2800; N 31, ст. 4160; N 40, ст. 4969; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984, 6991; 2011, N 1, ст. 18; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3868, 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 31, ст. 4703; N 48, ст. 6727, 6730, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 19, ст. 2274; N 31, ст. 4326; N 49, ст. 6755; N 50, ст. 6954, 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1638, 1663; N 19, ст. 2329, 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3468, 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 44, ст. 5642; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 8, ст. 739; N 11, ст. 1093, 1094; N 11, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371, 3397; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11, 72; N 6, ст. 884; N 10, ст. 1393; N 13, ст. 1807, 1808; N 14, ст. 2016, 2017; N 27, ст. 3947, 3965; N 29, ст. 4359, 4380; N 41, ст. 5628, 5639; N 45, ст. 6204; N 48, ст. 6720; 2016, N 1, ст. 66, 67; N 11, ст. 1493; N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и определяют рекомендуемый порядок действий по проведению ОРВ проектов нормативных правовых актов, экспертизы и оценки фактического воздействия (далее также - ОФВ) вступивших в силу нормативных правовых актов.

1.2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения единого подхода при проведении ОРВ также рекомендуется использовать Методику оценки регулирующего воздействия и форму сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (зарегистрирован в Минюсте России 30 июля 2013 г., регистрационный N 29201), с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 "О внесении изменений в приложения N 1, 2, 3 к приказу Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" (зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2015 г., регистрационный N 38682), Методику оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 11 ноября 2015 г. N 830 (зарегистрирован в Минюсте России 30 мая 2016 г., регистрационный N 42333), Методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, а также Методику проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), утвержденную приказом Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. N 454.

1.3. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия при наличии в них следующих положений:

а) устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

б) устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Проекты законов субъектов Российской Федерации, устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие или отменяющие региональные налоги и налоговые ставки по федеральным налогам, а также регулирующие бюджетные правоотношения, не подлежат оценке регулирующего воздействия.

1.4. Процедура ОРВ проектов нормативных правовых актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

1.5. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.

1.6. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица) на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.

В целях получения максимального отклика от заинтересованных лиц все этапы проведения процедуры ОРВ рекомендуется исчислять в рабочих днях.

1.7. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и их определения:

уполномоченный орган - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за внедрение и развитие процедур ОРВ и экспертизы, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, осуществляющий подготовку заключений об оценке регулирующего воздействия по проектам нормативных правовых актов, устанавливающим новые или изменяющим ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающим, изменяющим или отменяющим ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также осуществляющий подготовку заключений об экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

разработчики проектов нормативных правовых актов (далее - органы-разработчики) - органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах общественных отношений, а также на участие в процедуре оценки регулирующего воздействия в части, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, устанавливающим порядок проведения процедуры ОРВ;

публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта), организуемое органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ (экспертизы) и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (заключения об экспертизе);

размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее также - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;

сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;

отчет об оценке фактического воздействия - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере или разработавшим нормативный правовой акт, исследования на предмет достижения целей регулирования, заявленных при разработке рассматриваемого нормативного правового акта, а также оценка фактических положительных и отрицательных последствий принятия данного нормативного правового акта;

заключение об оценке регулирующего воздействия - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования;

заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о положениях нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов;

заключение об оценке фактического воздействия - завершающий процедуру оценки фактического воздействия документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о достижении заявленных целей регулирования, оценку положительных или отрицательных последствий действия нормативного правового акта, а также предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений;

официальный сайт - специализированный информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенный в субъекте Российской Федерации для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах.

1.8. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются органы-разработчики, уполномоченный орган, иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы.

1.9. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия (согласительные совещания, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе процедуры ОРВ спорным вопросам или иные механизмы).

1.10. Оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов рекомендуется проводить с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном органом-разработчиком проекте нормативного правового акта:

а) высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

б) средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

в) низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

1.11. В нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, в отношении отдельных проектов нормативных правовых актов рекомендуется закрепить специальный порядок проведения процедуры ОРВ, в том числе при помощи сокращения или упрощения некоторых процедур.

Указанный порядок рекомендуется применять в отношении проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в соответствии с особыми правилами, предусмотренными федеральным законодательством и закрепляющими необходимость проведения процедур публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, в том числе в отношении:

проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработанных в целях приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.12. Нормативные правовые акты, в отношении проектов которых была проведена оценка регулирующего воздействия, с целью контроля качества процедуры ОРВ, а также мониторинга достижения заявленных целей регулирования после их введения в действие могут подлежать ОФВ, рекомендации по проведению которой приведены в разделе VII настоящих Методических рекомендаций.