Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 1

к приказу Федерального дорожного агентства

от 21.03.16 N 402

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ДОРОЖНОМ

АГЕНТСТВЕ И В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ДОРОЖНОМУ

АГЕНТСТВУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) определяет порядок организации и осуществления в Федеральном дорожном агентстве как главном распорядителе (распорядителе) средств федерального бюджета, главном администраторе (администраторе) доходов федерального бюджета, получателе средств федерального бюджета (далее - главный администратор (администратор) средств федерального бюджета) по главе 108 Перечня главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденного Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - глава 108), а также в подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждениях внутреннего финансового контроля (далее - подведомственные учреждения).

2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в управлениях Федерального дорожного агентства, указанных в приложении N 2 к приказу "Об утверждении порядка организации и осуществления в Федеральном дорожном агентстве и в подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждениях внутреннего финансового контроля" (далее - Управления), а также в подведомственных учреждениях.

3. Внутренний финансовый контроль направлен на:

а) соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, а также на соблюдение правовых актов Федерального дорожного агентства в сфере бюджетных правоотношений (далее - внутренние стандарты);

б) подготовку и организацию мер по повышению эффективности и результативности использования средств федерального бюджета по главе 108.

4. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются следующие контрольные действия:

а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;

б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

в) сверка данных;

г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

5. В целях поддержания в актуальном состоянии контрольной среды Управлениями, а также подведомственными учреждениями проводится мониторинг контрольной среды, состоящей из:

приказов, методических материалов и внутренних регламентов по осуществлению бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета по главе 108;

документов, устанавливающих права доступа пользователей к базам данных, к вводу и получению информации из автоматизированных информационных систем;

документов, устанавливающих права формирования финансовых и бухгалтерских документов в пределах полномочий соответствующих сотрудников, а также прав доступа к активам и записям.

6. Начальники (заместители начальника) Управлений и иные работники Федерального дорожного агентства, а также начальники (заместители начальника) подведомственных учреждений и иные работники подведомственных учреждений осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами (трудовыми договорами) в отношении внутренних бюджетных процедур в соответствии с картами внутреннего финансового контроля.

7. Формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом Управлении и подведомственных учреждениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом. Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля осуществляется в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к Порядку.

8. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением указанных в картах периодичности, методов и способов проведения контрольных действий.

9. Методами осуществления контрольных действий в Федеральном дорожном агентстве, а также в подведомственных учреждениях являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности, смежный контроль.

9.1. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого Управления, структурного подразделения подведомственных учреждений путем проведения проверки каждой выполняемой ими операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

9.2. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом начальниками Управлений (заместителями начальников Управлений) и (или) начальниками отделов Управлений, руководителем (заместителем руководителя) и (или) начальниками отдела (заместителями начальников отделов) подведомственных учреждений путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.

9.3. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершаемых подведомственными учреждениями, в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящего Порядка.

9.4. Смежный контроль осуществляется сплошным или выборочным способом начальниками Управлений (заместителями начальников Управлений) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других Управлений.

10. Выявленные Управлениями и подведомственными учреждениями в результате проведения внутреннего финансового контроля недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков, а также о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.

11. Ведение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку в каждом Управлении, а также в подведомственном учреждении.

Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке указывается наименование управления; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период: год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

Хранение журналов внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.

Соблюдение требований к хранению журналов осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архивную службу Федерального дорожного агентства, подведомственного учреждения.

В случае пропажи или уничтожения журналов внутреннего финансового контроля приказом Федерального дорожного агентства, подведомственного учреждения создается комиссия по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

12. Управления проводят анализ организации и осуществления внутреннего финансового контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка на основании сведений, включаемых в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля и составляют отчет о результатах внутреннего финансового контроля.

13. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля составляются по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку и направляются ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

- Управлениями - заместителям руководителя, курирующим деятельность соответствующих Управлений;

- Управлением административно-кадровой работы - руководителю Федерального дорожного агентства.

14. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем (заместителем руководителя в части курируемых вопросов) принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленных на:

а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);

в) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

г) изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики Федерального дорожного агентства, а также подведомственных учреждений;

д) уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

е) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

ж) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) административной ответственности к виновным должностным лицам;

з) ведение эффективной кадровой политики в отношении Управлений и подведомственных учреждений.

При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная также в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля.

15. Контроль по уровню подведомственности (далее - финансовый контроль) осуществляется путем проведения в подведомственных учреждениях проверок в рамках финансового контроля.

15.1. При проведении финансового контроля осуществляется сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации, оформление отчета проверки.

15.2. Планирование проведения финансового контроля должно осуществляться путем составления Финансово-экономическим управлением графика проведения в соответствующем году финансового контроля в подведомственных учреждениях (далее - График) на следующий календарный год и плановый период, который должен утверждаться руководителем Федерального дорожного агентства.

15.3. В Графике по каждой проверке должно быть установлено:

а) объект финансового контроля;

б) период проведения проверки.

15.4. Проверяемым периодом является период деятельности объекта проверки, следующий за периодом предыдущей проверки.

15.5. Срок проведения проверки не может превышать 14 рабочих дней.

15.6. Внеплановые проверки назначаются распоряжением руководителя Федерального дорожного агентства, в котором также определяются сроки проведения внеплановой проверки, объект финансового контроля, состав комиссии, проверяемый период.

15.7. При наличии необходимости проведения внеплановой проверки начальник Финансово-экономического управления докладывает об этом руководителю Федерального дорожного агентства в письменном виде с предложением, в том числе о необходимости проведения внеплановой проверки по месту нахождения объекта финансового контроля или на рабочих местах в Финансово-экономическом управлении (далее - камеральная проверка).

15.8. В случае принятого руководителем Федерального дорожного агентства решения о проведении внеплановой камеральной проверки, предоставление ответственными лицами объекта финансового контроля документов, состав которых устанавливается в соответствии с пунктом 15.22 настоящего Порядка, осуществляется по письменным запросам комиссии по проведению финансового контроля и в срок, установленный в запросе.

15.9. Внеплановая проверка проводится по следующим основаниям:

а) для контроля устранения ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;

б) в случае получения от органов государственной власти, юридических лиц и граждан информации о наличии признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится Финансово-экономическим управлением в соответствии с пунктами 15.10 - 15.52 Порядка.

15.10. Подготовка проверки осуществляется путем:

а) сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) информации об объекте финансового контроля, необходимой для организации проверки;

б) определения объема проверки;

в) определения сроков и этапов проведения проверки;

г) формирования комиссии по проведению финансового контроля и распределения обязанностей между членами данной комиссии;

д) составления программы плановой проверки;

е) информирования объекта финансового контроля о цели, объеме и сроках проведения проверки.

15.11. При подготовке проверки учитываются вид деятельности объекта финансового контроля, система бухгалтерского (бюджетного) учета объекта финансового контроля, прочие факторы финансовой деятельности.

15.12. При подготовке к проведению проверки члены комиссии по проведению финансового контроля должны изучить законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по теме проверки; бухгалтерскую (бюджетную) отчетность, другие доступные материалы, характеризующие деятельность объекта финансового контроля; материалы предыдущих проверок, проведенных на объекте финансового контроля, в том числе проведенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации, иными контрольными органами.

15.13. Основанием для проведения проверки должно являться распоряжение Федерального дорожного агентства о проведении проверки (далее - Распоряжение).

Проверки проводятся с участием подведомственных учреждений.

15.14. Проект Распоряжения разрабатывается Финансово-экономическим управлением и содержит указание на объект финансового контроля, тему проверки, перечень должностных лиц, включенных в состав комиссии по проведению финансового контроля (далее - Комиссия), срок проведения проверки, проверяемый период, срок представления в Финансово-экономическое управление результатов проверки.

15.15. Перечень проверяемых в рамках финансового контроля направлений деятельности объекта финансового контроля определяется программой проверки, которая составляется Финансово-экономическим управлением и является приложением к Распоряжению.

15.16. Программа плановой проверки подписывается заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, на которого возложен контроль за исполнением Распоряжения, и содержит вопросы плановой проверки, указанные в настоящем Порядке.

15.17. Участниками проверки по финансовому контролю являются председатель Комиссии, члены Комиссии и ответственные должностные лица объекта финансового контроля, список которых устанавливается в соответствии с пунктом 15.18 настоящего Порядка.

15.18. Список должностных лиц объекта финансового контроля, обеспечивающих взаимодействие с Комиссией и уполномоченных на подписание отчета о проверке (далее - ответственные должностные лица объекта финансового контроля), устанавливается руководителем объекта финансового контроля.

15.19. Председатель Комиссии назначается руководителем Федерального дорожного агентства из числа лиц, включенных в состав Комиссии, и указывается в Распоряжении.

15.20. Членами Комиссии являются лица, включенные в состав Комиссии по согласованию.

15.21. Плановая проверка проводится по месту нахождения объекта финансового контроля.

15.22. Проверка объекта финансового контроля проводится путем осуществления проверки:

- по форме и содержанию учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях установления законности и правильности произведенных операций;

- фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ, оказанных услуг;

- организации процедуры фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций (если это предусмотрено программой проверки), обследований;

- достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского (бюджетного) учета, проверки первичных документов;

- наличия утвержденных карт внутреннего финансового контроля;

- наличия утвержденного Перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

- наличия журнала внутреннего финансового контроля;

- наличия квартальной и годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

- реализации мер по устранению нарушений и недостатков по результатам проведенных мероприятий по финансовому контролю.

15.23. Проверки могут проводиться сплошным и выборочным способом.

15.24. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения проверки принимает Комиссия, исходя из принципа достижения разумной уверенности в том, что выбранный способ с достаточной степенью надежности обеспечивает достижение цели проверки.

15.25. Сплошная проверка заключается в проведении проверки в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы плановой проверки за весь проверяемый период.

15.26. Выборочная проверка заключается в проведении проверки в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы плановой проверки в выбранном интервале проверяемого периода.

15.27. Предоставление ответственными должностными лицами объекта финансового контроля документов, объяснений, иной необходимой информации осуществляется на основании письменных запросов Комиссии в срок, указанный в запросе.

15.28. В случае невозможности своевременного выполнения письменного запроса ответственные должностные лица объекта финансового контроля до окончания срока представления документов (информации), указанного в запросе Комиссии, представляют в письменном виде информацию о причинах невыполнения запроса и предполагаемых сроках его выполнения.

15.29. По окончании проверки председателем Комиссии:

заслушивается информация членов Комиссии об основных результатах проверки;

рассматриваются возражения ответственных должностных лиц финансового контроля к отчету проверки и разъяснения членов Комиссии по изложенным в возражениях вопросам;

рассматриваются предложения руководителя объекта финансового контроля о принятии мер, направленных на устранение выявленных проверкой нарушений.

15.30. Результаты проверки подлежат оформлению в письменном виде отчетом о проверке.

15.31. Отчет о проверке состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

15.32. Вводная часть отчета о проверке должна содержать следующие сведения:

а) тема проверки;

б) дата и место составления отчета о проверке;

в) номер и дата распоряжения Федерального дорожного агентства о проведении проверки;

г) фамилии, имена, отчества и должности председателя Комиссии и членов Комиссии, а также ответственных должностных лиц объекта финансового контроля;

д) проверяемый период;

е) срок проведения проверки;

ж) сведения о проверяемом объекте.

15.33. Описательная часть отчета о проверке должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы проверки.

15.34. Заключительная часть отчета о проверке должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены.

15.35. Информация о выявленных нарушениях должна включать указания на акты законодательства Российской Федерации, требования которых нарушены, действие (бездействие) объекта финансового контроля, повлекшее совершение вышеназванных нарушений, реквизиты документов, в ходе которых были установлены нарушения.

15.36. Отчет о проверке составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для Федерального дорожного агентства; один экземпляр - для объекта финансового контроля.

15.37. Каждый экземпляр отчета о проверке подписывается председателем Комиссии и членами Комиссии.

15.38. Подписанный указанными в пункте 15.37 настоящего Порядка участниками проверки отчет направляется руководителю объекта финансового контроля.

15.39. Датой окончания проверки считается день вручения одного экземпляра отчета о проверке руководителю объекта финансового контроля.

О получении отчета о проверке руководитель объекта финансового контроля делает запись в экземпляре отчета проверки, который остается у Комиссии, содержащем дату получения отчета о проверке, подпись и расшифровку этой подписи.

В случае отказа руководителя объекта финансового контроля получить отчет о проверке председателем Комиссии в конце отчета о проверке производится запись об отказе от подписи в получении отчета проверки.

15.40. В случае необходимости выражения особого мнения по содержащейся в отчете проверки информации ответственные должностные лица объекта финансового контроля в течение трех рабочих дней со дня получения отчета о проверке представляют Комиссии обоснованные возражения или замечания к отчету, которые становятся его неотъемлемой частью.

15.41. Члены Комиссии в течение 10 рабочих дней обязаны проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые направляются объекту финансового контроля и приобщаются к материалам проверки.

15.42. Продление срока проведения проверки осуществляется распоряжением Федерального дорожного агентства на основании мотивированной докладной записки начальника Финансово-экономического управления, но не более чем на 10 рабочих дней.

15.43. В случае значительной удаленности объекта финансового контроля распоряжение о продлении срока проведения проверки доводится до сведения объекта финансового контроля и Комиссии телеграммами.

15.44. Основаниями для приостановления проверки являются:

отсутствие или неудовлетворительное состояние бухгалтерского (бюджетного) учета на объекте финансового контроля;

наличие иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.

15.45. Приостановление проверки оформляется распоряжением Федерального дорожного агентства на основании докладной записки председателя Комиссии, согласованной заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, курирующим осуществление финансового контроля.

15.46. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания распоряжения Федерального дорожного агентства о приостановлении проверки Федеральное дорожное агентство направляет руководителю объекта финансового контроля:

копию распоряжения Федерального дорожного агентства о приостановлении проверки;

требование в письменном виде о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете, либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки.

В требовании должен быть указан срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается проверка.

15.47. После устранения причин приостановления проверки Комиссия возобновляет проведение проверки в сроки, устанавливаемые соответствующим распоряжением Федерального дорожного агентства.

15.48. Устранение выявленных в ходе проверки нарушений и принятие мер по их предупреждению в дальнейшей деятельности осуществляется на основании плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности (далее - план устранения нарушений), который составляется объектом финансового контроля и содержит перечень выявленных нарушений, меры, принимаемые для их устранения и предупреждения в дальнейшей деятельности, сроки выполнения указанных мер и ответственных исполнителей объекта финансового контроля.

15.49. План устранения нарушений утверждается руководителем объекта финансового контроля после получения им отчета о проверке и в течение 10 рабочих дней представляется объектом финансового контроля в Финансово-экономическое управление.

15.50. Информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности представляется объектом финансового контроля в Финансово-экономическое управление не позднее одного месяца, следующего за отчетным, и до полного выполнения указанных в плане мероприятий нарушений.

15.51. О результатах проведенной проверки Финансово-экономическое управление информирует руководителя Федерального дорожного агентства и заместителя руководителя Федерального дорожного агентства, курирующего вопросы осуществления финансового контроля.

15.52. В случае подтверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, фактов нарушения подведомственными учреждениями норм бюджетного законодательства, руководитель Федерального дорожного агентства дает указание о направлении материалов проверки с приложением представления вышеуказанного федерального органа исполнительной власти в правоохранительные органы.