2.4.3. Организация статистического наблюдения за розничными рынками и ярмарками

2.4.3. Организация статистического наблюдения за розничными

рынками и ярмарками

Явления продажи товаров на рынках и индивидуальными предпринимателями близки, так как в связи с высокой стоимостью затрат на собственную торговую площадь многие предприниматели предпочитают торговать на рынке, где места относительно дешевы. Однако помимо индивидуальных предпринимателей на рынке торгуют частные лица (население), крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйства.

Объектами статистического наблюдения за объемами рыночной и ярмарочной продажи являются рынки, ярмарки и торговые места на них. В круг обследуемых на рынке (ярмарке) торговых мест входят места, отведенные для торговли товарами физическим лицам (индивидуальным предпринимателям, частным лицам (населению), крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам). При этом торговые места, отведенные юридическим лицам (ООО, ЗАО, ОАО и т.п.), не учитываются, так как статистическое наблюдение за торговым оборотом этих хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного обследования коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (ф.ф. NN П-1, П-5(м), и выборочного обследования малых предприятий, микропредприятий (ф.ф. NN ПМ, 3-ТОРГ(ПМ), ПМ (микро). Исключение составляют торговые места, выделенные на ярмарках юридическим лицам, зарегистрированным в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Наблюдение за объемами продажи товаров на рынках (ярмарках) проводится ежеквартально в форме опроса торгующих на рынках. Цель данного наблюдения - получить объективный показатель объема продажи товаров в расчете на одно торговое место на обследуемом рынке (ярмарке) в зависимости от его специализации и места нахождения (в городе или поселке городского типа, сельском населенном пункте) для последующей оценки объема продажи в целом по всем рынкам субъекта Российской Федерации.

Наблюдение за розничной продажей на рынках проводится примерно по 60 укрупненным позициям, которые формируются по данным наблюдения за объемами продажи более чем по 400 видам товаров. Для обследования используются формы федерального статистического наблюдения N Б-1 "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на рынке" (в зависимости от специализации рынков используются соответствующие блокноты) и N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках". При обследовании ярмарок используется инструментарий, утвержденный для наблюдения за объемами продажи на рынках (ф. N Б-1) и форма N 3-ярмарка "Сведения о числе торговых мест на ярмарках".

Формирование выборочной совокупности осуществляется в два этапа: сначала отбираются рынки (ярмарки), а затем - торговые места на них. При этом учитывается представительство (при наличии) всех типов рынков (ярмарок), представительство рынков (ярмарок), находящихся в городской и сельской местности.

На отобранных рынках (ярмарках) производится систематизация торговых зон, т.е. определяется схема размещения на рынке (ярмарке) и число торговых мест, на которых осуществляется торговля однородными товарами.

В соответствии с заданным объемом выборки (не менее 5% от общего числа торговых мест в субъекте Российской Федерации) в каждой товарной группе путем простого механического отбора устанавливаются подлежащие обследованию торговые места. Число отобранных товаров может быть одинаковым, или разным, в зависимости от их представительности на данном рынке. Если на рынке (ярмарке) торговые места по продаже каких-либо изделий в разрезе группировок формы N Б-1 (по соответствующему типу рынков (ярмарок) представлены ограниченным числом торговых мест (до 5), то в обязательном порядке обследуется 1 торговое место.

Сбор данных в ходе обследования рынков (ярмарок) осуществляется экспедиционным способом, предполагающим проведение опросов методом личного интервью. Опрос проводится специально уполномоченными работниками (интервьюерами) при обходе торговых мест на рынке (ярмарке). Регистрируется объем торговой выручки, полученной на одном торговом месте в течение определенного временного отрезка (1 часа, 1 дня, 1 месяца - в зависимости от готовности респондента сообщить необходимую информацию).

По итогам выборочного обследования определяется среднедневная выручка на одно торговое место на обследованных рынках (ярмарках):

00000044.wmz, (23)

где i - индекс, обозначающий тип рынка (ярмарки);

k - индекс, обозначающий место нахождения рынка (ярмарки) (городская или сельская местность);

Oi/k - выручка на одного продавца на обследованном рынке (ярмарке) в день наблюдения

Om - выручка на одного продавца m-ой товарной группы

Km - количество продавцов i-ой товарной группы.