I. Общие положения

1.1. Настоящая методика оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - методика) разработана в целях методического обеспечения проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (ОФВ), регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Настоящая методика содержит порядок действий при формировании проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (далее - проект плана), подготовке федеральным органом исполнительной власти отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - отчет об ОФВ), организации публичных обсуждений по проекту плана и отчету об ОФВ, а также подготовке Минэкономразвития России заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта (далее - заключение об ОФВ).

1.2. Целью ОФВ является анализ достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (при наличии), определение и оценка фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявление в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1.3. Порядок проведения ОФВ и представления полученных результатов должен обеспечивать получение объективной информации о последствиях регулирования, установленного нормативным правовым актом (далее также - установленное регулирование).

1.4. Процедура ОФВ основывается на данных, полученных от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, их ассоциаций и союзов, граждан (либо групп граждан), интересы которых затронуты установленным регулированием (далее - заинтересованные лица), а также на опубликованных в открытых источниках данных, которые могут быть проверены заинтересованными лицами.

1.5. В целях обеспечения открытости процедуры ОФВ и повышения качества установленного регулирования федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности или разработавшему нормативный правовой акт (далее - разработчик), рекомендуется привлекать к обсуждению максимально широкий круг заинтересованных лиц.

1.6. При проведении ОФВ определяются значения следующих показателей:

а) фактические расходы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанные с необходимостью соблюдения установленных нормативным правовым актом обязанностей или ограничений;

б) расходы и доходы от реализации предусмотренных нормативным правовым актом функций, полномочий, обязанностей и прав федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) сведения о привлечении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности к ответственности за нарушение установленных нормативным правовым актом требований, в случае если нормативным правовым актом установлена такая ответственность.

В случае невозможности количественной оценки указанных показателей проводится анализ их качественных характеристик, информация о которых приводится в соответствующих полях отчета об ОФВ с обоснованием невозможности проведения количественной оценки, в том числе с указанием имеющихся информационных и иных ограничений, а также действий, предпринятых с целью устранения соответствующих ограничений.