Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 N 11 утверждены Основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2018 - 2019 годы.

I. Обеспечение макроэкономической устойчивости

В 2015 году усилилось дестабилизирующее влияние неблагоприятных внешнеэкономических факторов и внутренних макроэкономических дисбалансов на экономики государств-членов, что отразилось на ухудшении предусмотренных Договором макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития.

Увеличение цен на импортную и национальную продукцию на рынках государств-членов в 2015 году в основном было обусловлено ослаблением курсов национальных валют, повышением валютных рисков и ростом инфляционных ожиданий субъектов экономической деятельности. Вклад в рост потребительских цен в ряде государств-членов также внесло увеличение тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

Под влиянием этих факторов Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией по итогам 2015 года превышено установленное статьей 63 Договора расчетное значение уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) на 7,1 процентного пункта, 8,7 процентного пункта и 7,9 процентного пункта соответственно.

Снижение спроса и цен на основные экспортные товары государств-членов на фоне замедления темпов роста экономик их основных торговых партнеров оказывает негативное влияние на темпы роста поступлений, формирующих доходную часть бюджетов государств-членов.

Превышение темпов роста расходов консолидированного бюджета над темпами роста его доходов в связи с проведением контрциклической экономической политики способствовало нарастанию дисбалансов в бюджетной сфере государств-членов.

Снижение курсов национальных валют государств-членов по отношению к резервным мировым валютам и наличие у государств-членов долговых обязательств в иностранной валюте способствовали увеличению суммы долга сектора государственного управления в национальных валютах государств-членов и расходов бюджетов по его обслуживанию. В условиях превышения расходной части бюджетов государств-членов над доходной некоторые из государств-членов вынуждены прибегать к использованию долговых инструментов для финансирования дефицита своих бюджетов.

В 2015 году для всех государств-членов характерно увеличение долговой нагрузки. В Кыргызской Республике уровень долга сектора государственного управления достиг предельного количественного значения, установленного Договором.

Таким образом, во всех государствах-членах наблюдаются признаки макроэкономической неустойчивости, что в свою очередь оказывает негативное влияние на экономическое развитие каждого государства-члена и Союза в целом.

В связи с этим всем государствам-членам необходимо расширить набор применяемых инструментов и активизировать усилия по достижению и поддержанию макроэкономической устойчивости по следующим ключевым направлениям.

Принятие мер по стабилизации уровня инфляции, включая:

продолжение работы по переходу государств-членов к проведению денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции и созданию условий для перехода к данному режиму;

выработку подходов к определению среднесрочных ориентиров по уровню инфляции;

совершенствование механизмов и реализацию мер, направленных на недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги, а также актуализацию перечней таких товаров и услуг;

выявление нарушений общих правил конкуренции и порядка государственного ценового регулирования;

пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов и общих правил конкуренции на территориях государств-членов;

реализацию и развитие закупочных и товарных интервенций как инструмента снижения сезонных колебаний цен на социально значимые продовольственные товары;

расширение инструментов розничной торговли (электронная торговля, склады-магазины, ярмарки и т.д.), обеспечивающих реализацию товаров по более низким ценам и повышающих доступность товаров для населения государств-членов;

экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей;

анализ рынков государств-членов, находящихся в состоянии монополии, на предмет их оптимального регулирования и возможного формирования конкурентного рынка;

создание условий для активизации использования национальных валют государств-членов в сфере взаимной торговли.

Поддержание сбалансированности бюджетных систем государств-членов, включая:

увеличение доходной части бюджетов государств-членов, в том числе путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования;

повышение качества и эффективности таможенного администрирования с целью увеличения поступления платежей, администрируемых таможенными органами, в бюджеты государств-членов;

оптимизацию бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на стратегически приоритетных направлениях развития и секторах экономики;

корректировку темпов прироста непроцентных расходов бюджета с учетом складывающегося дефицита (профицита) бюджета сектора государственного управления;

оптимизацию операций с нефинансовыми активами с целью повышения сбалансированности бюджетных систем.

Обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления, включая:

разработку и реализацию стратегий по управлению долгом во избежание пиковых нагрузок в наиболее сложные для экономик государств-членов периоды с целью соблюдения установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления;

рассмотрение возможности финансирования приоритетных проектов путем использования механизмов, не увеличивающих долговую нагрузку на сектор государственного управления;

обеспечение финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних источников для минимизации рисков заимствований на внешнем рынке.

принятие указанных мер будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, являющейся основой для восстановления и наращивания темпов экономического роста государств-членов, а также повышению устойчивости их экономик к негативным внешним воздействиям.