Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 2. Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО

Приложение N 2

к Руководству по безопасности

"Методические основы по проведению

анализа опасностей и оценки риска аварий

на опасных производственных объектах"

от __ _________ 2016 г. N ____

ОБЩАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПО

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ

│ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИИ (АНАЛИЗА РИСКА), СБОР СВЕДЕНИЙ │

ОБ АНАЛИЗИРУЕМОМ ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ (ОПО)

│ │

1.1. Уточнение цели 1.2. Выбор 1.3. Идентификация 1.4. Определение характерных

│и постановка задач ────> исполнителей ────> ОПО и сбор сведений ────> для ОПО значений допустимого│

анализа риска анализа риска об ОПО риска аварий и (или) оценка

│ фонового риска аварии (при │

необходимости)

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

\/

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ АВАРИЙ НА ОПО

│ │

2.1. Определение основных 2.2. Разделение ОПО на 2.3. Определение типовых сценариев

│источников возникновения ────> анализируемые составные ────> развития аварий на составных частях │

возможных инцидентов и части, определение (составляющих) ОПО

│аварий на ОПО характерных причин │

возможных аварий на них

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

\/

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

3. ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ НА ОПО

│ │ │

┌──────────────────────────┴───────────────────────────────────┐

│ \/ \/ │

3.1. Количественная оценка риска ──> 3.3. Полуколичественная <── 3.2. Качественная оценка риска

│ │ оценка риска │ │

┌────────────┤ │ ┌─────────────────┤

│ │ └─────────────────┐ ┌─────────┴───────────┐ │ └─────┐ │

\/ \/ \/ \/\/ \/

│ 3.1.1. Оценка 3.1.2. Оценка вероятных 3.2.1. Оценка возможности 3.2.2. Оценка тяжести │

частоты возможных <──> последствий по возникновения инцидентов <──> возможных последствий

│ сценариев аварий анализируемым и (или) аварий анализируемых │

│ сценариям аварий ││ инцидентов и (или)

│ │ ││ ┌────────┘│ аварий │

│ ││ │ │ │

│ └──────────────┐ │└────────────────┤ └─────────────────┬───────┘ │

├──────────┘ │ │

│ │ │ │ │

\/ \/ \/

│ 3.1.3. Расчетные значения 3.3.1. Индексы опасности 3.2.3. Качественные характеристики│

риска аварии на ОПО и (или) аварии на ОПО и (или) опасности аварии на ОПО и (или)

│ составляющих ОПО составляющих ОПО составляющих ОПО │

│ │ │

│┌───────────────────┘ \/ └─────────────────┐│

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│└>│3.4. Оцененные значения меры опасности аварии (риска аварии) на ОПО и (или) составляющих ОПО│<┘│

└─────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┘

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

\/

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

4. УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ НА ОПО

│ и (или) ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ АВАРИЙНООПАСНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОПО │

│ ┌──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┐ │

│ │ │

│ \/ \/ \/ │

4.1. Ранжирование 4.2. Сопоставление полученных 4.3. Сравнение полученных оценок

│ составляющих ОПО по оценок риска аварии риска аварии с допустимым риском│

степени риска аварии соответствующим фоновым риском аварии

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

\/

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА АВАРИИ НА ОПО

│ │

5.1. Рекомендации по уменьшению возможности ─ ─ ─ > 5.2. Рекомендации по уменьшению тяжести

│ возникновения инцидентов и (или) аварий последствий возможных аварий │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

Рис. 2-1. Общая схема анализа опасностей и оценки риска

аварий на ОПО