III. Цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии

III. Цели, задачи и приоритетные направления

реализации Стратегии

В соответствии с Основами государственной культурной политики основными целями государственной культурной политики являются:

формирование гармонично развитой личности;

укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;

укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.

Поскольку государственная культурная политика признается неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в Стратегии реализуются с учетом федеративного устройства Российской Федерации следующие принципы:

сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное);

разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной культурной политики;

государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;

взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной культурной политики.

Реализация задач и основных направлений государственной культурной политики планируется в следующих областях:

культурное наследие народов Российской Федерации;

осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;

гуманитарные науки;

русский язык, языки народов Российской Федерации и отечественная литература;

расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;

воспитание;

просвещение;

детское и молодежное движение;

формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.

С учетом целей, задач и основных направлений Основ государственной культурной политики, а также выявленных проблем определяются межотраслевые приоритетные направления Стратегии, при реализации которых учитывается межведомственное и межуровневое взаимодействие.

Приоритетными направлениями Стратегии являются:

усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах;

сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;

активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;

повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;

повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;

содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;

сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры;

формирование новой модели культурной политики;

формирование информационного пространства знаний.

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.03.2018 N 551-р)

В целях усиления и расширения влияния российской культуры в иностранных государствах предусматривается в том числе:

расширение ареала изучения и распространения русского языка в мире;

создание благоприятной институциональной среды для расширения сферы влияния российской культуры и русского языка в иностранных государствах, включая деятельность русских школ и культурных центров;

развитие приграничного и межрегионального культурного сотрудничества;

противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;

использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества;

продвижение международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, в том числе посредством продвижения российских фильмов, сериалов (включая анимационные), литературы и музыки в иностранных государствах;

защита в международных организациях и иностранных государствах права народов Российской Федерации на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей;

популяризация туристской привлекательности России и создание инфраструктурных условий для въездного туризма;

расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению в иностранных государствах российской культуры, истории, литературы, а также в сфере образования и реализации совместных творческих проектов;

поддержка деятельности в иностранных государствах специалистов в области русского языка и литературы, других языков народов Российской Федерации;

содействие организациям соотечественников, проживающих за рубежом, в реализации проектов, направленных на сохранение и развитие российской духовной, культурной и языковой среды;

использование возможностей интернет-сайтов и социальных сетей для презентации российской культуры, искусства и творчества народов России;

поддержка сетевых образовательных проектов, реализуемых в том числе общественными организациями, а также федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина", иными государственными и негосударственными образовательными центрами;

обеспечение иностранным читателям широкого доступа к российской прессе и современной российской литературе;

содействие расширению сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры иностранных государств.

В целях сохранения единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России предусматривается в том числе:

продвижение статуса культуры как национального приоритета;

содействие укреплению гражданской идентичности и единству многонационального народа Российской Федерации;

стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев;

стимулирование и поощрение реализации целей и задач государственной культурной политики, предусмотренных Основами государственной культурной политики и Стратегией.

В целях активизации культурного потенциала территорий и сглаживания региональных диспропорций предусматривается в том числе:

выравнивание региональных диспропорций в уровнях обеспеченности объектами культуры, финансирования и условиях доступности культурных благ для широких слоев населения;

использование культурного и туристского потенциалов территорий, обладающих этнокультурным многообразием и спецификой;

брендинг территорий и создание условий для развития внутреннего, въездного, в том числе познавательного, этнического и паломнического туризма;

разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды;

содействие развитию культурного потенциала через подготовку и проведение мероприятий, посвященных празднованию на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации и юбилейных дат выдающихся деятелей культуры;

формирование чувства сопричастности территории для обеспечения укорененности и преемственности поколений;

обеспечение местного населения рабочими местами в сфере культуры, а также развитие народных промыслов и креативных индустрий;

гастрольная деятельность, направленная на выравнивание возможностей доступа жителей разных регионов к культурным благам.

В целях повышения роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики предполагается в том числе:

повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти;

повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности;

дальнейшее совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе субсидий из федерального и региональных бюджетов;

стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества, представляющих интересы и права объектов культурной политики;

использование инновационных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продукции творческих индустрий;

достижение задач и реализация соответствующих Стратегии направлений Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, иных концептуальных документов и программ в разных областях культурной деятельности.

В целях повышения социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российского народа ценностей, предполагается в том числе:

возрождение традиций семейного воспитания, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи, социального престижа многодетности, налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;

преподавание в школе основ семейной культуры;

популяризация внутреннего познавательного и паломнического семейного туризма;

стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения музеев, театров и иных культурных учреждений;

стимулирование и популяризация изучения истории семьи и рода, в том числе путем исследования архивных документов;

создание стимулов для семейного творчества как на любительском, так и на профессиональном уровне, популяризация семейных династий в культуре;

достижение задач и реализация соответствующих направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В целях содействия формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, предполагается в том числе:

создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования;

содействие приобретению разнообразных компетенций;

поддержка ценностно ориентированных воспитания, образования, культурной деятельности;

содействие участию в реализации государственной культурной политики в качестве ее субъекта;

обеспечение соответствия общеобразовательных программ по русскому языку, языкам народов России, русской литературе и литературе народов Российской Федерации, истории, иным гуманитарным дисциплинам в школе и в системе высшего образования положениям Основ государственной культурной политики и Стратегии;

создание условий и стимулов для совершенствования знания русского литературного языка, истории России, развития способности понимать и ценить искусство и культуру;

совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, развитие научного и методического сопровождения патриотического воспитания граждан;

развитие военно-патриотического воспитания граждан, повышение престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;

создание условий для вовлечения молодежи в волонтерские движения, приобщения к отечественной истории, культуре, увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, реставрационным и археологическим работам, изучению фольклора и народного творчества;

осуществление просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди молодежи, в том числе на базе музеев, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений в субъектах Российской Федерации;

изучение и популяризация, в том числе через медиапроекты, истории отечественной культуры и отечественной истории, включая военную историю, историю народов России и российского казачества;

развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств);

формирование информационной грамотности граждан, в том числе путем повышения качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

повышение этической и эстетической ценности распространяемых государственными телеканалами и радиостанциями продуктов;

поддержка развития организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации;

формирование единого российского информационного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности;

создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры предполагается в том числе:

принятие мер законодательного и стимулирующего характера для привлечения частного капитала в культуру, в том числе в строительство и ремонт объектов культуры, реставрацию и восстановление объектов культурного наследия, на поддержку образовательных и просветительских проектов;

стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;

повышение ответственности пользователей и собственников объектов культурного наследия за нарушения требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, включая безвозмездное изъятие (конфискацию) находящегося в их собственности объекта или одностороннее расторжение договора пользования (аренды);

развитие механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере охраны культурного наследия, в том числе путем создания историко-культурных заповедников, управление которыми возможно на основе концессионного соглашения, в целях привлечения дополнительных ресурсов для сохранения и благоустройства историко-культурных территорий и развития культурно-познавательного туризма;

активизация действий по разработке и актуализации зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территорий и градостроительных регламентов в установленных границах для ранее утвержденных зон охраны объектов культурного наследия;

определение перечня исторических поселений, разработка историко-культурных планов сохранения исторических поселений, а также определение их границ и предметов охраны;

обеспечение постоянного мониторинга состояния объектов культурного наследия;

разработка региональных целевых программ сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе инвентаризацию, мониторинг состояния, реставрацию объектов культурного наследия и разработку проектов их территорий и зон охраны;

популяризация культурного наследия России, в том числе среди молодежи;

сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел;

развитие системы профессионального образования (в том числе в сфере академической музыки, оперного и балетного искусства, драматического театра), обеспечивающей высокий профессиональный уровень и конкурентоспособность российских исполнителей на международном уровне;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры (включая специалистов органов охраны памятников истории и культуры), образования, массовых коммуникаций;

развитие инфраструктуры культуры с учетом отраслевых документов стратегического планирования и документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации (в том числе стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации), необходимости сглаживания региональных диспропорций, а также обеспечения инфраструктурного развития ключевых учреждений культуры;

создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства, включая создание нормативной базы для заключения соглашений в отношении интеллектуальной, творческой деятельности в сфере культуры, а также создание возможности проведения реставрационных работ и работ по реставрации с приспособлением для современного использования объектов культурного наследия, правовых условий для привлечения частного капитала, информирование инвесторов о потенциальных объектах, строительство, реставрация или реконструкция которых могут быть осуществлены с привлечением частного капитала, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;

развитие материально-технической базы музыкальной культуры, включая переоборудование старых и строительство новых специализированных акустических концертных залов большой вместимости для повышения экономической эффективности концертной деятельности;

развитие гастрольной деятельности в области академического музыкального искусства в России;

стимулирование развития киносетей в крупных городах и малых городах при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате;

развитие и поддержка анимационной отрасли как одной из наиболее быстро растущих областей киноиндустрии, в том числе посредством формирования из крупных анимационных студий индустриального ядра анимационной отрасли, развитие авторской анимации, расширение и защита каналов сбыта анимационной продукции, расширение сотрудничества со смежными отраслями (образование, культура, спорт) и развитие технологической базы;

создание условий для возвращения лидирующих позиций российского цирка на международной арене, обеспечение к 2020 году полной самоокупаемости цирковых организаций;

реализация на базе государственно-частного партнерства инвестиционных проектов, способствующих формированию многофункциональных культурно-образовательных центров, региональных филиалов крупнейших федеральных музейных и театральных учреждений;

разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного наследия, в том числе разработка планов сохранения исторических поселений, а также определение границ и предметов охраны исторических поселений, модернизация инженерных сетей и благоустройство, развитие туристского, культурного и институционального потенциала, создание благоприятных условий жизни в исторических поселениях, привлечение инвестиций и разработка стратегических планов устойчивого развития исторических поселений в целях определения экономических механизмов сохранения их исторической среды как ресурса развития территории поселений.

В целях формирования новой модели культурной политики предполагается в том числе:

обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики;

реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;

стимулирование создания институтов развития в сфере культуры;

существенное увеличение доли внебюджетных инвестиций в совокупных расходах на культуру, в том числе посредством государственно-частного партнерства, а также стимулирование благотворительной деятельности, меценатства и иных альтернативных механизмов финансирования культуры;

содействие развитию культурной индустрии;

гармоничное сочетание интересов национальной безопасности, единства культурного пространства и этнокультурного многообразия страны;

создание системы мониторинга и системы качественных и количественных показателей.

В целях формирования информационного пространства знаний предполагается в том числе обеспечение формирования Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступа к ним максимально широкого круга пользователей.

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.03.2018 N 551-р)