1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящими Методическими рекомендациями устанавливаются:

- порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их должностных лиц при проведении проверок;

- права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, меры по защите их прав и законных интересов.

1.2. Положения настоящих Методических рекомендаций, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.3. К полномочиям федеральных органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относятся:

- разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участие в рассмотрении проектов федеральных целевых программ социально-экономического развития, а также приоритетных научных и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а также установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

- принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

- осуществление запросов в установленном порядке необходимых материалов и информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

- взаимодействие при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с органами государственного надзора в других сферах деятельности;

- организация и проведение плановых, внеплановых проверок выполнения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти;

- организация и проведение на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- участие в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;

- проведение анализа деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению показателей риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, разработка предложений по повышению эффективности мер, направленных на совершенствование профилактической деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- подготовка заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- рассмотрение в установленном порядке обращений, жалоб граждан и юридических лиц;

- осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

1.4. Государственный контроль (надзор) в области гражданской обороны, с правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляют следующие органы и должностные лица:

1.4.1. В центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - начальник (руководитель) структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместители, должностные лица этого структурного подразделения, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.4.2. В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - начальники (руководители) структурных подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.4.3. В органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники (руководители) структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5. Государственный контроль (надзор) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, с правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5, 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляют следующие органы и должностные лица:

1.5.1. В центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - начальник (руководитель) структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместители, должностные лица этого структурного подразделения, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5.2. В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - начальники (руководители) структурных подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.5.3. В органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники (руководители) структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.6. Мероприятия по государственному контролю (надзору) в области гражданской обороны осуществляются за выполнением правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны (далее - объекты надзора в области гражданской обороны).

1.7. Мероприятия по государственному контролю (надзору) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются за выполнением требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества; объектах экономики, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объектах на которых (в отношении которых) проводятся мероприятия по надзору и установлены требования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - объекты надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

1.8. Предметом мероприятия по контролю (надзору) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований.

1.9. Компетенция органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1.9.1. Должностные лица центрального аппарата МЧС России - организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе федеральных органов исполнительной власти, на всей территории Российской Федерации.

1.9.2. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.9.3. Главное управление МЧС России по г. Москве - организует и проводит мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории города Москвы, в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления, организациях, находящихся на территории города Москвы. При организации и проведении мероприятий по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Главное управление МЧС России по г. Москве пользуется правами регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

1.9.4. Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации - организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в органах местного самоуправления, организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

1.10. Должностные лица структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пределах своей компетенции, имеют право:

- осуществлять проверку выполнения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (подразделениями), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований;

- запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (подразделениями), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

- выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.11. Должностные лица структурных подразделений региональных центров МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пределах своей компетенции, имеют право:

- осуществлять проверку выполнения обязательных требований территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- запрашивать необходимые документы для проверки выполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

- выдавать руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.12. Должностные лица структурных подразделений Главного управления МЧС России по г. Москве, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пределах своей компетенции, имеют право:

- осуществлять проверку выполнения обязательных требований территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- запрашивать необходимые документы для проверки выполнения органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

- выдавать руководителям органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.13. Должностные лица структурных подразделений главных управлений МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в пределах своей компетенции, имеют право:

- осуществлять проверку выполнения обязательных требований органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за выполнением обязательных требований и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- запрашивать необходимые документы для проверки выполнения органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований;

- выдавать руководителям органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.14. Осуществление государственного контроля (надзора) органами государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всех уровней осуществляется на безвозмездной основе и является расходным обязательством Российской Федерации.

1.15. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

- презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц;

- ответственность органов государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора);

- недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю, в том числе за проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований, с фактами причинения вреда.