4.2. Целевое видение

По итогам реализации настоящей Стратегии в соответствии с выделенными приоритетными направлениями химическая и нефтехимическая промышленность России к 2030 г. будет характеризоваться значительными темпами роста, в первую очередь, за счет ускоренного развития производства продукции глубокой переработки, а также ряда других структурных изменений.

Существенно увеличится производство продукции высоких переделов, ориентированных на удовлетворение внутренних потребностей, за счет повышения доступности сырья для ее производства (как по марочному ассортименту, так и по цене), а также за счет более высокой эффективности предприятий и увеличения инвестиционной привлекательности отрасли в целом. Это приведет к импортозамещению в потреблении высокотехнологичной продукции, а также в поставках специальных материалов и химических реактивов для обеспечения национальной безопасности России. При этом необходимо отметить, что полное импортозамещение отдельной продукции невозможно ввиду особенностей ассортиментного обмена и международного разделения труда в химическом комплексе.

Реализация мер по снижению зависимости российской экономики от импорта должна проводиться с учетом особенностей функционирования отдельных рынков, на которых существуют технологические предпосылки для нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в виде заключения антиконкурентных соглашений и осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, в частности, учитывать условия функционирования на технологически взаимосвязанных рынках продукции, например, рынках каустической соды, хлора и поливинилхлорида (ПВХ), а также рынках нефтехимического сырья для производства ПВХ.

Сырьевое обеспечение производства химической продукции, в том числе продукции глубокой переработки, будет достигнуто за счет формирования сбалансированной структуры сбыта продукции нефтехимической промышленности, в частности базовых полимеров, которая изменит свою экспортную ориентацию в пользу поставок на внутренний рынок. Ключевой задачей для производителей низких переделов будет синхронизация товарного ассортимента с потребностями отечественных переработчиков.

Развитию высоких производственных переделов будет способствовать реализация инициатив настоящей Стратегии в части стимулирования ускоренного технологического развития отрасли. По оценкам экспертов, на сегодняшний день технологические разрывы по большинству направлений настолько существенны, что их сокращение в прогнозном периоде представляется практически невозможным или потребует значительных инвестиций. По опыту развивающихся стран, не обладающих собственными разработками (КНР, Бразилия, Индия, Южная Корея и др.), эффективным механизмом технологического развития химического комплекса является локализация иностранных производств и создание совместных предприятий с иностранными компаниями с целью трансфера технологий. В прогнозном периоде планируется значительное увеличение количества компаний, локализованных на территории Российской Федерации.

В низких производственных переделах будет осуществлена масштабная модернизация существующих мощностей, характеризующихся значительным физическим и моральным износом, в том числе оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду, с целью повышения их энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Повышение эффективности существующих производств и ускоренное технологическое развитие отрасли обеспечат конкурентоспособность продукции низких переделов, а также будут стимулировать развитие производств высоких переделов на территории России.

Повышение конкурентоспособности химического комплекса Российской Федерации естественным образом приведет к повышению доли экспорта в структуре производства продукции. В части низких производственных переделов потребуется применение ряда мер поддержки экспортеров российской продукции (поддержка сертификации российской продукции на зарубежных рынках, организация выставок и других мероприятий, административная поддержка и др.). В части высоких производственных переделов особое внимание необходимо будет обратить на поддержку иностранных производителей, локализовавших производство в Российской Федерации.

С целью поддержки реализации крупных инвестиционных проектов по созданию мощностей для переработки углеводородного сырья для производства нефте- и газохимической продукции будут применены механизмы их долгосрочного финансирования в рамках ГЧП.

В соответствии с пунктом 9 плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 30 июля 2013 г. N 4571п-П13, Министерством экономического развития России совместно с Министерством финансов России разработана нормативная база, предусматривающая установление правил, критериев и порядка отбора самоокупаемых инфраструктурных проектов, претендующих на государственное финансирование на платной и возвратной основе за счет средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) и пенсионных накоплений:

- постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 990 "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов";

- постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе".

Данный механизм позволяет финансировать до 40% проекта за счет средств ФНБ, при этом 60% стоимости проекта должны быть привлечены из иных источников, в том числе собственных средств инициатора проекта.

Кроме того, реализация указанных проектов возможна с привлечением государственной корпорации "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", деятельность которой регулируется Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития", Меморандумом о финансовой политике Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р.

Особое развитие получат сегменты производства изделий из пластмасс, высокотехнологичных пластиков; рост будет также наблюдаться в сегментах производства лакокрасочных материалов, химических волокон и нитей, специальной химической продукции и химических реактивов, шин и резинотехнических изделий; несколько сократится доля традиционных для России сегментов (производство основных химических веществ и др.) (рисунок 13).

00000010.png

Рисунок 13 - Структура производства продукции химического

комплекса Российской Федерации, 2030 г. Общий объем - 9,4

трлн руб. (в ценах производителей) (прогноз SPG)

К 2030 г. структура производства химической и нефтехимической промышленности России по отдельным направлениям (кроме производств минеральных удобрений, каустической соды и лакокрасочных материалов) приблизится к структуре указанной отрасли в мире (рисунок 14).

00000011.png

Рисунок 14 - Структура выпуска продукции химического

комплекса в мире, 2030 г. Общий выпуск - 7,8 трлн долл. США

(по данным Deutsche Bank, Frost & Sullivan, Market Line,

Petkim, Royal Bank of Scotland, Scherwin Willams,

SPG, Timetric)

На внутреннем рынке России повысится удельное потребление химической и нефтехимической продукции в различных сферах ее применения, увеличится доля потребления продукции высоких переделов в общей структуре внутреннего спроса.

Высокая доля химической продукции высоких переделов в производстве будет поддерживаться активным ростом потребления изделий из пластмасс (до 79,4 кг/чел. к 2030 г. по сравнению с 30,2 кг/чел. в 2012 г.), что, однако, будет существенно ниже, чем прогнозируемый уровень потребления к тому же году изделий из пластмасс в мире (140 кг/чел.).

Рост потребления лакокрасочных материалов в Российской Федерации с 10,4 в 2012 г. до 22 кг/чел. к 2030 г. позволит сократить разрыв с уровнем потребления в развитых странах.

Потребление минеральных удобрений в Российской Федерации возрастет с 39 кг/га в 2012 г. до 55,7 кг/га в 2030 г., что, однако, существенно ниже прогнозируемого объема потребления минеральных удобрений в развитых странах, составляющего около 90 кг/га.

Таким образом, стремясь к мировым показателям роста, удельные показатели емкости внутреннего рынка химической и нефтехимической продукции в 2030 г. все еще будет отставать от мирового потребления на 20 - 30%.

Кроме того, имеется значительный потенциал импортозамещения в потреблении химической и нефтехимической продукции на внутреннем рынке Российской Федерации.

Меры стимулирования потребления и модернизации производства, а также поддержки импортозамещения позволят сократить долю импорта основной продукции химической и нефтехимической промышленности в потреблении. Полное импортозамещение видится невозможным ввиду особенностей международного разделения труда. Тем не менее, продукция высоких переделов составит основные позиции импорта химической и нефтехимической продукции в Российскую Федерацию.

Позиции российского экспорта еще больше укрепятся на зарубежных рынках благодаря росту конкурентоспособности отечественной продукции. Однако продукция низких переделов сохранит значительную долю в общем объеме экспорта химической продукции из России (рисунок 15).

00000012.png

Рисунок 15 - Структура экспорта и импорта основной

химической продукции в Российской Федерации, 2030 г. <1>

(прогноз SPG)

--------------------------------

<1> Без учета фармацевтики.

Поддержка данных изменений будет сопровождаться повышением эффективности и стабилизацией государственного регулирования отрасли, в том числе в части таможенно-тарифной политики, технологического надзора, совершенствования стандартов качества и регламентов обращения химической и нефтехимической продукции. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли, снизить регуляторную нагрузку на предприятия и стимулировать спрос на высокотехнологичную продукцию отрасли.

Отдельное внимание в рамках Стратегии уделяется отраслям со значительным потенциалом импортозамещения, а именно: производству лакокрасочных материалов, шин и резинотехнических изделий, химических волокон и нитей, продукции специальной химии и реактивов.

Производство ЛКМ будет расти опережающими темпами, обеспечивающими импортозамещение. Нетто-импорт сократится до показателя, соответствующего уровню обмена товарным ассортиментом между странами-производителями (около 15%).

Наибольшее развитие получат такие производственные сегменты, как ЛКМ на основе полимеров, растворенных в водной среде, а также прочие виды ЛКМ, в частности порошковые покрытия. Сегмент производства ЛКМ на основе полимеров, растворенных в неводной среде, будет развиваться в направлении повышения качества и технологичности производимых материалов и будет увеличиваться с темпами роста промышленного производства Российской Федерации. Развитие производств ЛКМ будет сопровождаться развитием компонентной базы, в частности созданием производства диоксида титана, развитием производств пигментов, растворителей, качественных связующих и отвердителей (эпоксидных, аминоформальдегидных, поливинилхлоридных, полиуретановых, силиконовых смол и отвердителей, аминных и полиамидных отвердителей, акрилатов, поливинилбутираля и др.) и добавок к ним. Наибольшее развитие получат сегменты ЛКМ для обработки металла, ЛКМ, используемых в железнодорожном строительстве и машиностроении, для разметки дорог, энерго- и светоаккумулирующих, автоконвейерных и авторемонтных ЛКМ и др. Тем не менее крупнейшим потребителем ЛКМ останется строительная отрасль.

В секторе производства химических волокон и нитей импорт постепенно сократится с 58 до 27%, с полным импортозамещением в сегменте полиэфирных штапельных волокон при условии реализации планируемых проектов. В результате ввода мощностей по производству полиэфирных данный сегмент составит более 50% в общем объеме производства химических волокон и нитей.

Прогнозируется рост выпуска полипропиленовых волокон и пленочных нитей за счет развития сырьевой базы, ввода новых производств и повышения производительности существующих. Имеющиеся мощности по производству полиамида смогут обеспечить рост внутреннего потребления и сохранение экспорта полиамидных волокон и нитей.

Планируется развитие производств углеродных волокон на основе полиакрилонитрильного волокна, сверхпрочных полиэтиленовых нитей, биоразлагаемых полимеров, волокон и нитей и др. Наибольший спрос на химические волокна будет наблюдаться в сегментах производства геотекстиля, кровельных материалов и утеплителей для строительства, производства кордных тканей для шинной промышленности, медицинских и гигиенических материалов, высокотехнологичных малотоннажных продуктов: сверхвысокопрочные, негорючие, электропроводящие, биоактивные нити и т.п.

Рост указанных сегментов будет обеспечен за счет совершенствования технических регламентов и реализации крупных инновационных и инвестиционных проектов в потребляющих отраслях, а также ускоренного развития требований к свойствам применяемых материалов.

В результате реализации Стратегии в части развития промышленности шин и РТИ ожидается интенсивное развитие производства с учетом предложенных мер по стимулированию внутреннего спроса и поддержке отечественных производителей. К 2030 г. производство шин и РТИ в Российской Федерации станет конкурентоспособным и будет практически полностью удовлетворять растущий внутренний спрос. Развитие производства шин и РТИ как производства продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью позволит создать значительное количество высокотехнологичных рабочих мест и обеспечит рост вклада химического комплекса в ВВП Российской Федерации.

В результате реализации Стратегии ожидается рост выпуска шинной промышленности в ~ 1,3 раза (с 43 млн шт. в 2014 г. до 57 млн шт. в 2020 г.). Доля импорта шин в структуре отечественного потребления снизится с 59% в 2014 г. до 33% в 2030 г.

В результате реализации Стратегии ожидается также рост выпуска резинотехнической промышленности в ~ 1,5 раза (с 246 тыс. т в 2014 г. до 364 тыс. т в 2020 г.). Доля импорта РТИ в структуре отечественного потребления снизится с 46% в 2013 г. до 22% в 2030 г.

Среднедушевое потребление изделий из пластмасс в России к 2030 г. вырастет до уровня развитых стран. Наибольшие темпы роста среди сегментов потребления продемонстрируют строительство (включая дорожное), жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), автомобильная промышленность, пищевая промышленность. Полимерные трубы будут вытеснять металлические, к 2030 г. доля их потребления достигнет уровня развитых стран. При строительстве автомобильных дорог будут активно применяться полимерно-битумные вяжущие и геосинтетика. Значительно вырастет использование защитных дорожных ограждений и различных элементов дорожной инфраструктуры из пластиков.

Благодаря локализации производств, в России возрастет спрос на изделия из пластмасс со стороны автомобильной промышленности. Продолжится рост доли полимерной тары в общем потреблении гибкой тары. Изделия из пластмасс будут плавно вытеснять бумагу и фольгу из пищевой упаковки. Опережающие темпы роста производства позволят сократить долю импорта во внутреннем потреблении до 5 - 10%. В производстве изделий из пластмасс возрастет доля полимерных труб, профилей, плит и листов.

Производство малотоннажной химической продукции может быть организовано на базе крупнотоннажных химических парков, где в рамках технологических циклов крупнотоннажных производств будет выпускаться продукция специальной химии или сырье для нее. Производство продукции тонкой химии целесообразно разместить в рамках высокотехнологичных кластеров. Соответствующие предприятия должны получить поддержку как на цели обновления и расширения мощностей, так и на цели осуществления инновационных разработок и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), что позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции, повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и международном рынках, обеспечить ускоренное импортозамещение на внутреннем рынке, в том числе по продукции специальной химии в сегментах как гражданского, так и оборонного назначения.

Наибольшее развитие должны получить такие сегменты, как инженерные пластики, полимерные смолы, кремнийорганические соединения и отдельные виды пигментов.

Будут решены проблемы с поставками сырья для наиболее значимых сегментов производства специальной химии (кремний-органика, фторполимеры, полимерные смолы - связующие для композиционных материалов, изоцианаты и химические волокна с особыми свойствами, композиционные материалы, специальные кислоты и др.) как посредством поддержки внутреннего производства, так и за счет повышения эффективности внешнеторгового регулирования для импортных товаров.

В сегменте потребления оборонного назначения будет организовано внутреннее обеспечение военно-промышленного комплекса (ВПК) и других стратегических отраслей (в том числе производства продукции двойного назначения) важнейшими специальными материалами. В первую очередь необходимо осуществлять поддержку востребованных в ВПК продуктовых направлений, в особенности соединений, рынки поставок которых являются закрытыми (базовых компонентов для производства композиционных материалов, кремнийорганических соединений, катализаторов, органических кислот, продуктов тонкого органического синтеза, окислителей).

Спрос на качественную продукцию спецхимии будет обеспечен за счет формирования государственного заказа и оптимизации стандартов госзакупок с упором на повышение качества продукции. Кроме того, в рамках государственного заказа приоритет будет отдан отечественным производителям, развитие которых будет поддержано, в том числе, в рамках Государственной программы "Развитие производств специальных материалов".

Производители продукции двойного назначения, получив поддержку в сегменте производства продукции для оборонного комплекса, должны будут активно диверсифицироваться в сегменты производства продукции для гражданских нужд и самостоятельно повышать свою конкурентоспособность в них.

Таким образом, российские компании в значительной мере удовлетворят потребности внутреннего рынка в базовом ассортименте спецхимии: доля импорта на российском рынке спецхимии гражданского назначения снизится до 20 - 30%.