Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 3024-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы иностранной организации "Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc." на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", а также пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 декабря 2015 г. N 3024-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "WATCHTOWER BIBLE AND TRACT

SOCIETY OF NEW YORK, INC." НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 1 И СТАТЬЕЙ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ",

А ТАКЖЕ ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 5 СТАТЬИ 15.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы иностранной организации "Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc." к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации иностранная организация "Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc." оспаривает конституционность пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющего понятие "экстремистские материалы", и статьи 13 данного Федерального закона, устанавливающей порядок и последствия признания информационных материалов экстремистскими, а также пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, прокурор субъекта Российской Федерации обратился в суд общей юрисдикции с заявлением о признании информационных материалов религиозной организации "Свидетели Иеговы", распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сайта, на котором они размещены, экстремистскими материалами. При рассмотрении заявления судом было установлено, что владелец интернет-сайта неоднократно размещал на нем многочисленные информационные материалы, признанные экстремистскими. Исходя из этого суд, придя к выводу о том, что данный интернет-сайт представляет собой систему информационных материалов, объединенную единым замыслом, направленным на осуществление экстремистской деятельности путем массового распространения заведомо экстремистских материалов, удовлетворил заявление прокурора.

Апелляционным определением суда апелляционной инстанции данное решение было отменено и в удовлетворении требований прокурора отказано. Верховный Суд Российской Федерации отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что признание экстремистскими только части информационных материалов интернет-сайта не устраняет угрозу дальнейшего размещения на нем подобных материалов.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1), 29 (части 2 и 4), 44 (часть 1), 45, 46 (часть 1), 55 (часть 3), 56 (часть 3), 62 (часть 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют признавать весь интернет-сайт экстремистским материалом и не предусматривают возможность исключения такого интернет-сайта из федерального списка экстремистских материалов и из единой автоматизированной информационной системы. Кроме того, заявитель полагает, что данные нормы исключают возможность его участия как владельца интернет-сайта в судебном разбирательстве о признании данного сайта экстремистским материалом.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 19, часть 2; статья 29, части 1 и 2).

Названные конституционные положения соотносятся с международно-правовыми стандартами, которые, провозглашая право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, одновременно устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статьи 18, 19 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека; статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах; статьи 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Принятый в развитие приведенных конституционных положений и корреспондирующих им международно-правовых норм, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" определяет - в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации - правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление (преамбула).

В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона экстремистской деятельностью (экстремизмом) является насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 УК Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (пункт 1), а экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (пункт 3).

Отнесение приведенными законоположениями к экстремистской деятельности (экстремизму) и экстремистским материалам всех действий и материалов, связанных с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, основано, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, на воспроизводстве и конкретизации положений Конституции Российской Федерации и потому само по себе конституционные права и свободы не нарушает (определения от 18 декабря 2007 года N 940-О-О, от 19 июня 2012 года N 1271-О, от 18 октября 2012 года N 1995-О и от 2 июля 2013 года N 1053-О).

Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (статья 12) запрещает использование сетей связи общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для осуществления экстремистской деятельности; в случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные данным Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

В соответствии с частью второй статьи 13 названного Федерального закона информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Из данного законоположения во взаимосвязи с частью 2 и пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которой в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в частности на основании вступивших в законную силу решений суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, следует, что экстремистскими могут быть признаны не только отдельные информационные материалы, размещенные в сети "Интернет", страница сайта в сети "Интернет", но и весь сайт в целом.

По смыслу статей 12 и 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" во взаимосвязи с частью четвертой статьи 7, частями второй и третьей статьи 9, частью третьей статьи 8 и частью второй статьи 11 данного Федерального закона, в соответствии с которыми основанием для ликвидации общественного или религиозного объединения, иной организации и запрета деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, и для прекращения деятельности средства массовой информации является повторное в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявление фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма в его деятельности, или осуществление экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, признание сайта в сети "Интернет" экстремистским в целом возможно как в случае систематического размещения на нем экстремистских материалов, так и в случае, когда такой сайт специально создан общественным или религиозным объединением, иной организацией, которые признаны экстремистскими и деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена, в целях распространения информации экстремистского характера.

Разрешая вопрос о признании экстремистским материалом интернет-сайта или его части, суд должен учитывать установленные федеральным законодателем основные принципы противодействия экстремистской деятельности и исходить из необходимости наиболее эффективного противодействия экстремизму применительно к установленным им фактическим обстоятельствам, в том числе путем устранения причин и условий, способствующих массовому распространению информации, ранее уже признанной экстремистской. При этом исключение сайта в сети "Интернет", признанного экстремистским, из федерального списка экстремистских материалов и из единой автоматизированной информационной системы, как связанное с преодолением окончательности вступивших в законную силу судебных актов, возможно в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Порядок же судебного разбирательства, в том числе определяющий участников такого разбирательства и их процессуальный статус, оспариваемые законоположения, равно как и иные нормы названных Федеральных законов, не устанавливают.

Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи обусловленным необходимостью обеспечения безопасности государства, защиты прав и свобод неограниченного круга лиц, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Оценка же того, имелись ли основания для признания интернет-сайта заявителя экстремистским в целом и ограничения доступа к нему на территории Российской Федерации, как связанная с проверкой законности и обоснованности судебных решений, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы иностранной организации "Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc.", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН