3. Саморегулируемые организации с добровольным членством (добровольное саморегулирование)

3. Саморегулируемые организации с добровольным членством

(добровольное саморегулирование)

На декабрь 2015 г. в Российской Федерации насчитывается 435 саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве хозяйствующих субъектов. Большинство саморегулируемых организаций, внесенных в соответствующий реестр саморегулируемых организаций (около 25 процентов общего количества), действуют в сфере управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством.

При этом в реестре практически полностью отсутствуют организации, действующие на потребительском рынке, в сфере сельскохозяйственного и пищевого производства, незначительно представлены союзы товаропроизводителей.

Элементами системы нормативно-правового стимулирования к формированию добровольных институтов саморегулирования в различных отраслях экономики являются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые предусматривают, что плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10 процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем 2 членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

В настоящее время отсутствует достаточное количество инструментов регулирования отрасли, мотивирующих развитие саморегулирующих организаций с добровольным членством. Роль же рыночных, экономических (конкурентных) и профессиональных стимулов к развитию саморегулирования в отдельных отраслях экономики на сегодняшний день сравнительно невысока. Указанное обстоятельство во многом связано с тем, что в российской экономике слабо развиты репутационные механизмы, присутствует высокая инерционность общественного сознания и отсутствует необходимый уровень доверия потребителей к субъектам предпринимательства.

Для развития добровольного саморегулирования необходимо создание дополнительных стимулов и повышение уровня доверия потребителей к представителям предпринимательских сообществ и их объединений.