Решение Верховного Суда РФ от 20.10.2015 N АКПИ15-1070 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 38, 88 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 15.10.2012 N 320>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 октября 2015 г. N АКПИ15-1070

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующими пунктов 38, 88 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 15 октября 2012 г. N 320,

установил:

приказом Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) от 15 октября 2012 г. N 320 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован 19 марта 2013 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 27764, опубликован 27 марта 2013 г. в "Российской газете".

Абзацами первым и вторым пункта 38 Административного регламента во взаимосвязи с преамбулой данного приказа ФМС России предписано, что в оформлении и (или) выдаче паспорта отказывается в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в случаях временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.

В его пункте 88 закреплено, что при наличии оснований для временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", либо при наличии заявления о несогласии одного из законных представителей несовершеннолетнего гражданина на его выезд из Российской Федерации паспорт не оформляется и (или) не выдается. Заявителю выдается письменное уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 38, 88 Административного регламента, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", который, по его мнению, не содержит норм о запрете оформления паспорта, предусматривая только основания для отказа в его выдаче. Считает, что оспариваемые в части пункты нарушают его право, поскольку на их основании ему было отказано в оформлении соответствующего паспорта в период исполнения уголовного наказания.

ФМС России и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемые нормативные положения приняты уполномоченным федеральным органом государственной власти в установленном законом порядке, не противоречат действующему законодательству, прав и охраняемых законом интересов граждан не нарушают.

Выслушав объяснения административного истца, возражения представителей ФМС России П.О. и Л., представителя Минюста России Б., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) порядок выдачи паспорта для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию гражданина Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, установлено, что регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг (пункт 2). Регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утверждаются приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти (пункт 4).

Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (пункт 1), осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (подпункт 2.2), а также организует и осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (подпункт 7.13.14); руководитель ФМС России издает нормативные правовые акты службы, в том числе с руководителями других федеральных органов исполнительной власти (подпункт 10.2).

Таким образом, Административный регламент принят в пределах полномочий ФМС России и в целях реализации требований части первой статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.

В статье 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ определены основания временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации. В частности, в случае осуждения гражданина за совершение преступления право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания (подпункт 3).

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 данного федерального закона, либо в случае несогласия одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта (часть одиннадцатая статьи 10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).

Из анализа приведенных законоположений, а также содержания статей 8 - 10, 16, 18 этого же федерального закона следует, что если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации временно ограничен, то паспорт ему не оформляется и не выдается, оформленный до установления такого ограничения паспорт не выдается, а ранее выданный паспорт подлежит изъятию в связи с ограничением права на выезд из Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемые нормативные предписания, не допускающие оформление паспорта при наличии оснований временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующими пунктов 38, 88 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 15 октября 2012 г. N 320, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО