Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 16.11.2017 N 1122).

V. Требования к результатам освоения программы бакалавриата

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью осознавать социальную, культурную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью осознавать роль циркового искусства и культуры в человеческой жизнедеятельности, развивать собственное художественное восприятие и вкус (ОПК-2);

способностью анализировать основные вехи в истории циркового искусства, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы его развития (ОПК-3);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

педагогическая деятельность:

способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в образовательных организациях, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и практики, способность использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности (ПК-1);

способностью осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, последовательно и методически грамотно формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия на высоком педагогическом уровне (ПК-2);

способностью владеть понятийным аппаратом в области методологии и технологий циркового искусства и образования, психологии и педагогики цирка, анализировать факторы возникновения и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы развития циркового искусства и творчества (ПК-3);

способностью создавать цирковые учебные композиции (ПК-4);

способностью осуществлять педагогическую и репетиционную работу с исполнителями, видеть и корректировать технические, стилевые и иные ошибки обучающихся, объяснять методически трудные приемы и сочетания, раскрывать перед исполнителями технику, смысл, образность и музыкальность циркового номера (ПК-5);

способностью применять в педагогической практике собственный практический опыт исполнения циркового репертуара (ПК-6);

способностью разрабатывать образовательные программы, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-7);

способностью создавать необходимые условия для личностного и духовно-нравственного развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе (ПК-8);

режиссерская деятельность:

способностью собирать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и интерпретировать художественную и иную информацию для выработки собственных суждений по соответствующим творческим, социальным, научным и этическим проблемам, а также обобщать явления окружающей действительности для последующего создания цирковых произведений (проектов) (ПК-9);

способностью создать качественный цирковой продукт, анализировать художественные произведения, на этой основе разрабатывать план цирковой постановки, структурировать композицию в рамках различных форм (ПК-10);

способностью демонстрировать качественное владение приемами композиции и принципами построения циркового продукта в истолковании идеи, художественного образа, смысла произведения, выстраивать рисунок, владеть специальными приемами (ПК-11);

способностью применять в профессиональной деятельности основные методы цирковой педагогики, формы, средства и методы постановочной, репетиторской и педагогической деятельности (ПК-12);

способностью реконструировать ранее созданный цирковой номер, стилизовать под определенные принципы создаваемое или реконструируемое произведение (ПК-13);

способностью профессионально работать с исполнителями, корректировать технические и иные ошибки исполнителей, воспитывать потребность постоянного самосовершенствования артиста, иметь четкие художественные критерии подбора исполнителей, объективно подходить к их распределению (ПК-14);

способностью использовать в своей профессиональной деятельности основные принципы работы с пространством, пользоваться выразительными средствами цирка (ПК-15);

способностью осуществлять эффективный коммуникативный процесс, выбирать и комбинировать тип управления в творческом коллективе, владеть этическими нормами коллективного творчества, создавать условия эргономичности творческой атмосферы, самочувствия (ПК-16);

репетиторская деятельность:

способностью эффективно работать с произведением различной формы и стиля, владеть понятийным аппаратом, знать лучшие образцы циркового наследия, методикой и технологией репетиционной работы с коллективом (ПК-17);

способностью запомнить и верно воспроизводить текст циркового произведения (ПК-18);

способность анализировать особенности творческого почерка, стилистику и постановочные методы мастеров цирка (ПК-19);

способностью применять на практике методику преподавания, формировать собственные профессиональные навыки и умения в совершенствовании исполнительского мастерства артистов цирка (ПК-20);

способность конструктивно работать с музыкантами, режиссером (ПК-21);

способностью владеть методикой контроля и дозирования специфической физической нагрузки во время репетиционных занятий, навыками консультационной работы и приемами диагностирования одаренности и креативности исполнителей, возрастных особенностей проявления индивидуальности (ПК-22);

способностью понимать сущность цирковой деятельности, самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них (ПК-23);

способностью к продуктивному межличностному взаимодействию, созданию условий для обеспечения высокой работоспособности исполнителя, активизации его операционально-технических функций, системы мотивационной регуляции цирковой деятельности (ПК-24);

организационно-управленческая деятельность:

способностью планировать деятельность организации (проекта) циркового искусства (ПК-25);

способность осуществлять административно-организационную деятельность в области цирка (ПК-26);

способностью координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб, касающихся отдельных сторон деятельности художественной организации или проекта (ПК-27);

способностью вести учет имеющихся финансовых, материальных и иных ресурсов в организации (ПК-28);

способностью осуществлять грамотный контроль деятельности организации (проекта), ресурсов используя различные экономико-математические методы учета (ПК-29);

способностью управлять малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ПК-30);

способностью исследовать проблемы функционирования во взаимосвязи с социально-экономической успешностью и социальной действенностью организации, обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием), участвовать в разработке рекламной и печатной продукции (ПК-31);

способностью осуществлять мониторинг финансовой успешности деятельности, контролировать и отвечать за административно-организационные стороны работы творческой организации или учреждения (ПК-32);

методическая деятельность:

способностью участвовать в методической разработке и внедрении методик организации и руководства цирковым искусством, образованием, творчеством (ПК-33);

способностью участвовать в разработке педагогических технологий (ПК-34);

способностью разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству учреждениями циркового образования, коллективами, культурными учреждениями и организациями (ПК-35);

способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных о различных видах циркового искусства, художественного творчества и культурной деятельности (ПК-36);

способностью подготовить и провести телевизионные передачи и другие формы деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов мировой и отечественной культуры и шедевров циркового творчества (ПК-37);

культурно-просветительская деятельность:

способностью использовать приобретенные знания для популяризации циркового искусства, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, экспозиции, организовать конкурсы, фестивали (ПК-38);

способностью провести исследования тенденций и закономерностей развития циркового искусства, подготовить публикацию (статью, эссе, методические рекомендации), выступления с использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения, электронно-вычислительных машин и иных технических средств коммуникаций (ПК-39);

способностью создавать соответствующие компьютерные базы данных и проводить исследования в сфере методологии цирковой науки и практики, педагогики, истории и теории циркового искусства, творчества, других проблем искусства и культуры по типу открытого научно-образовательного и культурно-просветительского процесса (ПК-40);

способностью дать профессиональную консультацию, проводить анализ и оценку явлений циркового искусства, осуществлять редакторскую работу (ПК-41);

способностью разрабатывать и осуществлять проекты и программы по сохранению и развитию традиций мировой и Российской цирковой школы, участвовать в педагогическом проектировании профильных инновационных образовательных и художественно-творческих систем (ПК-42);

способностью участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности средств массовой информации по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов традиционной отечественной культуры, отечественных, мировых шедевров циркового искусства (ПК-43);

способностью участвовать в разработке и реализации культурной политики в муниципальных, региональных и федеральных органах власти, включая связи с общественностью (ПК-44);

способностью взаимодействовать с многонациональным профессиональным сообществом, в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере циркового искусства, образования, науки (ПК-45);

исполнительская деятельность:

способностью к внутреннему художественному постижению сущности циркового произведения и его воплощению в движении, технике, жесте, ритме, динамике (ПК-46);

способностью эффективно работать над цирковым произведением различными способами, способность использовать методы воплощения образа, использовать широкий диапазон средств выразительности, демонстрировать собственный исполнительский подход (ПК-47);

способностью демонстрировать необходимую технику исполнения, индивидуальную интонацию, исполнительский стиль (ПК-48);

способностью использовать в профессиональной деятельности знания о биомеханике, анатомии, физиологии, основах медицинской профилактики травматизма, охраны труда (ПК-49);

способностью к осознанному пониманию того, что цирковое искусство взаимосвязано, взаимодействует и соотносится с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом, танцем, пантомимой и другими гуманитарными, социальными и естественными науками (ПК-50);

способностью запоминать материал и воспроизводить (ПК-51);

способностью концентрировать внимание и исполнительскую волю, решать различные психотехнические задачи на точность восприятия, концентрацию внимания, повышение степени автоматизированности движений, мобилизовывать и восполнять психофизические и психофизиологические резервы организма в регулярной исполнительской деятельности (ПК-52);

способностью видеть и исправить технические, стилевые и иные ошибки собственные и других исполнителей (ПК-53).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.