Денежно - кредитная и валютная политика

18. Денежно - кредитная программа на 1998 г. нацелена на дальнейшее снижение уровня инфляции и накопление международных резервов органов денежно - кредитного регулирования. Программа основана на увеличении денежной массы (М2) в соответствии с целевым показателем инфляции и повышении спроса на рублевые активы. Учитывая предполагаемые потребности в финансировании государственных нужд за счет банковской системы, программа позволяет увеличить размер банковского кредита негосударственному сектору в реальном исчислении. В качестве оперативных целевых показателей программы установлены показатели по чистым международным резервам, чистым внутренним активам и чистому кредиту федеральному и расширенному правительствам.

19. Банк России будет проводить денежно - кредитную политику в соответствии с установленными принципами отказа от предоставления прямых кредитов для финансирования дефицита бюджета расширенного правительства или федерального бюджета; кроме того, органы денежно - кредитного регулирования будут предоставлять кредиты банкам только через использование ломбардных кредитов и других рыночных механизмов. Банк России будет и в дальнейшем использовать операции на открытом рынке для контроля за увеличением чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования в соответствии с целевыми показателями программы.

20. Банк России будет продолжать действующую практику покупки государственных казначейских обязательств на первичном рынке лишь в случае, если общий объем заявок на конкретном аукционе будет меньше объема ГКО, рефинансируемого на данном аукционе. В течение 1998 г. все операции между Правительством Российской Федерации и Банком России будут проводиться по действующим рыночным процентным ставкам без предоставления отсрочек платежей процентов по любым конкретным сделкам. В случае, если Правительство Российской Федерации выпустит новые ценные бумаги и потребует их переучета Банком России, такой переучет будет осуществляться по ставке, равной или превышающей сопоставимую рыночную ставку.

21. В соответствии с уточненным режимом валютного курса <*> органы денежно - кредитного регулирования будут нацеливать политику установления процентных ставок на поддержание стабильного валютного курса и повышение уровня международных резервов. С этой целью, в случае возникновения давления на валютный рынок, Банк России будет воздерживаться от компенсирующих мер при продаже валюты, к которой он может прибегнуть для поддержания валютного курса, а также обеспечит условия, при которых сокращение ликвидности будет отражаться в повышении процентных ставок. В то же время Банк России станет воздерживаться от интервенций на рынке государственных краткосрочных обязательств, направленных на ограничение роста ставок, и будет корректировать процентные ставки по своим кредитным операциям в соответствии с рыночными условиями. При значительных и продолжительных оттоках капитала Банк России будет использовать большую гибкость, допускаемую новым режимом, для того, чтобы компенсировать дисбаланс. При значительных и продолжительных притоках капитала будут предприняты аналогичные шаги по проведению интервенций и накоплению международных резервов. В этом случае Банк России смягчит снижение процентных ставок путем частичной стерилизации своих интервенций на валютном рынке. При значительном изменении размера международных резервов Правительство Российской Федерации и Банк России своевременно проведут консультации с МВФ.

--------------------------------

<*> В соответствии с новым режимом, действующим в течение 1998 - 2000 гг., обменный курс рубля будет составлять 6,2 руб. за 1 доллар США с колебаниями в пределах +/-15 процентов.

22. Правительство Российской Федерации и Банк России будут и в дальнейшем придерживаться рыночных принципов формирования валютного курса. В период действия программы ни Правительство Российской Федерации, ни Банк России не будут вводить или ужесточать ограничения, касающиеся платежей и трансфертов по текущим международным операциям, вводить или изменять практику в отношении множественности валютных курсов, заключать двусторонние платежные соглашения, противоречащие статье VIII "Статей соглашения" МВФ, либо вводить или ужесточать меры по ограничению импорта в целях поддержания платежного баланса. При внесении изменений в механизм контроля за капиталом будут проводиться консультации с сотрудниками МВФ.