Внешнеторговая политика

44. В течение 1998 г. Правительство Российской Федерации намерено развивать успехи, достигнутые в создании режима открытой торговли, и воздерживаться от принятия протекционистских мер. В целом, Правительство Российской Федерации не будет вводить никакие количественные ограничения на импорт или экспорт <*>. В случае необходимости введения защитных мер они будут соответствовать правилам ВТО и в основном основываться на ценовом принципе, а именно, не будут носить дискриминационного характера и будут соответствовать степени нанесенного ущерба, оцененного на основании всестороннего заключения. Действие добровольных экспортных ограничений будет ограничено исключительно теми случаями, по которым у России имеются более ранние обязательства (взятые до начала программы расширенного финансирования) по их применению, или аналогичные экспортные ограничения используются из-за угрозы применения ответных мер со стороны торговых партнеров. Действие экспортных ограничений не будет превышать одного года. При рассмотрении решения о введении какой-либо защитной количественной меры Правительство Российской Федерации предварительно проведет консультации с сотрудниками МВФ. Схема применения справочных цен при импорте сохранится, однако ее использование будет прозрачным и лишенным протекционизма; при этом импортерам будут предоставлены справедливые условия для урегулирования любых споров. Правительство Российской Федерации будет стремиться до минимума сократить использование количественных ограничений на экспорт при урегулировании антидемпинговых споров между торговыми партнерами. В случае возбуждения антидемпинговых процедур против товаров российских производителей Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий будет стремиться к тому, чтобы факт демпинга и размер нанесенного им ущерба определялись на основании окончательных результатов антидемпингового расследования, проводимого органами власти, ответственными за антидемпинговые меры в государстве - импортере, и обеспечит порядок, при котором любые соответствующие меры в отношении экспорта российских товаров, основанные на ценовом принципе, будут временными и прозрачными. Технические правила, применяемые Российской Федерацией, будут связаны исключительно с уменьшением законодательно оправданных рисков для здоровья, безопасности и окружающей среды и не будут допускать введения процедур сертификации, не предусмотренных правилами ВТО и представляющих собой неправомерные ограничения во внешней торговле.

--------------------------------

<*> Количественные ограничения в форме экспортных квот могут устанавливаться Правительством Российской Федерации исключительно с целью выполнения Российской Федерацией своих международных обязательств. Прочие нетарифные ограничения на внешнюю торговлю могут быть введены исключительно в целях обеспечения законности и общественного порядка в стране, международной безопасности и охраны здоровья граждан, а также для защиты окружающей среды, культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации.

45. В целом Правительство Российской Федерации не станет прибегать к новым льготам по уплате ввозных пошлин. Единственным возможным исключением из данного правила будет особый таможенный режим, применимый в отношении инвесторов, осуществляющих прямые иностранные инвестиции в проекты стоимостью 100 млн. долларов США или более. При использовании данного режима могут применяться некоторые меры поощрительного характера в ограниченном объеме:

а) льготы по уплате ввозных пошлин в объеме, не превышающем 33 процентов от объема инвестиций;

б) срок, в течение которого могут быть предоставлены льготы, ограничивается четырьмя годами с момента утверждения инвестиционного проекта.

Кроме того, особый таможенный режим будет соответствовать правилам ВТО, а срок его действия истечет в конце 2000 г. Данный режим будет отражен в соответствующем законодательном документе.

46. Конкретные меры в области внешнеторговой политики, запланированные на 1998 г., включают следующее:

а) до 31 декабря 1998 г. будут снижены до 20 процентов ставки ввозных пошлин не менее чем на одну треть товаров, к которым в настоящее время применяется пошлина в размере 30 процентов; перечень товаров должен быть утвержден Правительством Российской Федерации до 30 апреля 1998 г.;

б) до 30 июня 1998 г. будут пересмотрены специфические и комбинированные пошлины таким образом, чтобы ограничить их применение;

в) будет проведен тщательный анализ всех остающихся льгот по уплате импортных пошлин, предусмотренных Законом "О таможенном тарифе Российской Федерации" (включая льготы, предоставляемые последующими поправками к данному Закону) с тем, чтобы до 30 сентября 1998 г. представить в Государственную Думу поправку к данному Закону, значительно сокращающую количество льгот;

г) до 30 июня 1998 г. будет проведен тщательный анализ системы лицензирования импорта водки и этилового спирта с целью ее упорядочения таким образом, чтобы обеспечить автоматическое получение права на импорт после уплаты импортерами авансовых платежей по импортным пошлинам.