IV. Установление ступенчатых тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по уровням электропотребления

IV. Установление ступенчатых тарифов

на электрическую энергию для населения,

дифференцированных по уровням электропотребления

Ступенчатые тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются соответствующими региональными энергетическими комиссиями исходя из примерных уровней социальных норм потребления электроэнергии, определяемых РЭК по данным анализа электропотребления по категориям населения в соответствующем регионе. Указанный анализ осуществляется путем определения зависимости уровня электропотребления различными социальными группами населения от среднего уровня дохода каждой из данных групп.

В качестве показателя уровня жизни принимается средний прожиточный минимум по региону (на основании данных статистических органов данного субъекта Российской Федерации). Для территорий, где средний уровень доходов населения ниже прожиточного минимума, возможно использование среднего уровня доходов в качестве показателя уровня жизни при определении величины соответствующих тарифов.

Собственно ступени уровня расхода электроэнергии, устанавливаемые РЭК исходя из конкретных региональных особенностей, соответствуют следующим группам населения, дифференцированным по уровням доходов (приведенные цифры являются ориентировочными и могут варьироваться исходя из конкретной ситуации в регионе):

1 группа - потребители с наименьшим уровнем дохода (ниже прожиточного минимума по региону). Тариф для данной группы составляет не менее 50% от средней расчетной себестоимости <*> электроэнергии по соответствующему региону.

--------------------------------

<*> Выделенный показатель принят для реализации первого пункта графика, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1231, и действует до конца 1997 г. Согласно этому же графику до конца I полугодия 1998 г. при расчете тарифов по группам населения вместо показателя "средняя расчетная себестоимость" принимается 50% средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220 В, до конца I полугодия 1999 г. - 75%, а до конца I полугодия 2000 г. - 100% средней по региону фактической стоимости электрической энергии для напряжения 220 В.

2 группа - потребители с низкими доходами, однако превышающими прожиточный минимум. Тариф для данной группы составляет не менее 60% от средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону.

3 группа - потребители с доходами выше прожиточного минимума, которые тем не менее являются достаточно низкими. Тариф для данной группы составляет не менее 70% от средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону.

4 группа - потребители со средними доходами (выше прожиточного минимума). Тариф для данной группы составляет не менее 80% от средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону (в целом данная группа должна характеризоваться относительно значимым ростом уровня электропотребления по сравнению с более низкодоходными).

5 группа - потребители с высокими доходами (значительно выше прожиточного минимума). Тариф для данной группы составляет не менее 100% средней расчетной себестоимости электроэнергии по соответствующему региону.

6 группа - потребители с очень высокими доходами (превышающими прожиточный минимум на несколько порядков). Тариф для данной группы составляет величину, равную 100% фактической стоимости электрической энергии по классу напряжения 220 В по соответствующему региону плюс норма прибыли (определяется РЭК исходя из конкретных региональных условий).

Для многодетных семей (3 и более детей) вводится понижающий коэффициент, варьируемый в пределах 0,6 - 0,8 в зависимости от количества детей в семье (по усмотрению соответствующей региональной энергетической комиссии).

Все потребители - физические лица, пользующиеся льготами на оплату электрической энергии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, сохраняют право на оплату электроэнергии по льготному тарифу (включая сельское население, для которого вводится понижающий коэффициент 0,7). Льгота в этом случае устанавливается к тарифу, действующему для соответствующего уровня электропотребления, исходя из фактического расхода энергии конкретным льготируемым потребителем.

Число ступеней тарифа и их предельные значения могут быть изменены региональной энергетической комиссией, например, сокращены до двух или трех в целях упрощения процедуры расчетов за потребляемую энергию. Вместе с тем такое сокращение снизит энергосберегающий эффект от введения дифференцированных тарифов, поскольку для перехода к уровню расхода электроэнергии, при котором тариф будет ниже, потребителю придется предпринять весьма значительные усилия по экономии энергии, выходящие за рамки исключительно энергосберегающих мероприятий и предполагающие отказ от пользования отдельными видами электроприборов.

При месячном уровне электропотребления в пределах одной из ступеней уровня расхода потребитель оплачивает всю потребленную электроэнергию по тарифу, установленному для данной ступени. Расчет тарифа по различным ступеням уровня расхода в рамках одного потребленного объема электроэнергии не рекомендуется.