6. Анализ дорожно-транспортных происшествий

6.1. Владельцы автомобильных дорог проводят анализ ДТП, который должен предусматривать комплексное изучение и обобщение данных учета ДТП, совершенных на подведомственных дорогах и улицах.

Анализ распределения ДТП по протяженности дорог и улиц проводят с целью:

- выявления мест концентрации ДТП;

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- изучения условий и причин возникновения мест концентрации ДТП, а также отдельных ДТП, в местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС;

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- назначения мероприятий по ликвидации мест концентрации ДТП и профилактике возникновения ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2. Для проведения анализа ДТП по п. 6.3 настоящих Рекомендаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия в области безопасности дорожного движения может использоваться в соответствии с установленным порядком информационно-аналитический ресурс МИАС.

6.3. Анализ ДТП включает:

- оценку тенденций изменения основных показателей аварийности (Форма N 1, Приложение Д);

- установление недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП, оценку изменения числа ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС, в результате реализации мер по их профилактике (Форма N 2-б, Приложение Д);

- выявление мест концентрации ДТП и определение их характеристик (Форма N 3-а, Приложение Д);

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- оценку изменения показателей аварийности после реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на аварийно-опасных участках (Формы N 3-а, в, Приложение Д).

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для более детальной оценки состояния аварийности, выявления особенностей ее формирования на отдельных дорогах и улицах, а также участках, обслуживаемых организациями, осуществляющими их содержание, в соответствии с формами, приведенными в Приложении Ж, проводят анализ сведений:

- о ДТП различных видов и тяжести их последствий;

- об объектах улично-дорожной сети в местах совершения ДТП;

- о состоянии проезжей части в местах совершения ДТП;

- об освещении в местах совершения ДТП;

- о недостатках транспортно-эксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП;

- о факторах, оказывающих влияние на режим движения, в местах совершения ДТП;

- об основных показателях аварийности на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов и в их пределах;

- о видах ДТП, в местах совершения которых установлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС;

- о местоположении мест концентрации ДТП;

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- о недостатках транспортно-эксплуатационного состояния дорог в местах ДТП на участках их концентрации.

6.4. На основе результатов анализа сведений о ДТП и материалов, приобщенных к КОУ ДТП, определяют:

- адреса и сроки планируемых мероприятий по профилактике возникновения ДТП из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС (Форма N 2-а, Приложение Д);

- адреса и сроки планируемых мероприятий по профилактике и устранению мест концентрации ДТП (Форма 3-г, Приложение Д).

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.5. Для анализа ДТП, установления роли дорожных условий в их возникновении, оценки влияния дорожных условий в формировании мест концентрации ДТП, а также разработки и реализации системы мер по сокращению аварийности на дорогах, помимо данных учета ДТП, рекомендуется также использовать сведения, собираемые при проведении диагностики состояния дорог и дорожных сооружений в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 [1], а также аудита безопасности дорожного движения (ОДМ 218.6.010-2013 [2]).

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

На аварийно-опасных участках и в местах совершения ДТП с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, включая участки протяженностью не менее 300 м от места совершения ДТП в обоих направлениях, по данным диагностики и аудита безопасности дорожного движения устанавливают параметры геометрических элементов дороги, элементов обустройства и показатели транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц, не соответствующие нормативным требованиям.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [3] при наличии данных диагностики рекомендуется:

- проводить анализ данных о параметрах и об эксплуатационных характеристиках конструктивных элементов УДС;

- проводить оценку влияния дорожных условий на возникновение ДТП и участков их концентрации;

- устанавливать мероприятия по предотвращению ДТП, в местах которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС;

- устанавливать мероприятия по устранению и профилактике возникновения мест концентрации ДТП, соответствующие различным вариантам совершенствования дорожных условий.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.6. По результатам анализа данных о ДТП определяют адреса участков дорог, на которых рекомендуется проведение специальных обследований в соответствии с п. 6.7 настоящих Рекомендаций. К таким участкам следует относить следующие участки дорог:

- места концентрации ДТП;

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- потенциальные места концентрации ДТП, протяженностью не более 1000 м, на которых за истекший год произошло не менее 3 ДТП с пострадавшими;

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

- участки, на которых за истекший год по данным КОУ ДТП и приобщенным к ним материалам было зафиксировано не менее 2 ДТП, в местах совершения которых выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния УДС;

- участки, на которых за истекший год было зафиксировано хотя бы одно ДТП, находящееся в прямой причинно-следственной связи с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния (в пункт 13 раздела 4 КОУ ДТП внесена информация, при этом пункты 18 и 19 раздела 7 (нарушения ПДД участниками ДТП) не заполнены).

6.7. Владельцы автомобильных дорог организуют в плановом порядке проведение специальных обследований на участках дорог, указанных в п. 6.6 настоящих Рекомендаций, для участия в которых приглашаются сотрудники ГИБДД (по согласованию).

Обследования проводятся уполномоченными представителями владельцев автомобильных дорог с целью установления недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС (Приложение Г), а также определения с участием сотрудников ГИБДД (соответствующие подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне оповещаются о сроках и месте проведения обследований не менее чем за 7 сут.) перечня первоочередных мероприятий по безопасности и организации дорожного движения и мероприятий по совершенствованию дорожных условий для повышения безопасности движения и профилактике возникновения мест концентрации ДТП.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

По результатам обследований в двух экземплярах составляется АКТ о планируемых мероприятиях по безопасности и организации дорожного движения и сроках их реализации (Приложение В).

6.8. При разработке планов дорожных работ, программ по совершенствованию и модернизации УДС, целевых программ по повышению безопасности движения в качестве приоритетных объектов рекомендуется выбирать места концентрации ДТП и участки, на которых в ходе специальных обследований по п. 6.7 настоящих Рекомендаций выявлена необходимость в работах по реконструкции и ремонту.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.9. Адреса мест концентрации ДТП на УДС устанавливают в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении Е.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для выявления дорожных условий, способствующих формированию мест концентрации ДТП, также рекомендуется в соответствии с ОДМ 218.4.004-2009 [3] проводить оценку степени соответствия показателей технического уровня, эксплуатационного состояния и уровня содержания дорог и дорожных сооружений нормативным требованиям.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.10. Мероприятия по ликвидации мест концентрации ДТП осуществляют в порядке, предусмотренном действующими нормативными и правовыми документами, регламентирующими разработку, согласование и утверждение программ дорожных работ по совершенствованию и развитию сети и планов работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с рекомендациями ОДМ 218.4.004-2009 [3] выбор конкретных видов дорожных работ на аварийно-опасных участках должен определяться с учетом необходимости устранения дорожных условий, характеристики которых не соответствуют нормативным требованиям.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для обеспечения однородности условий движения, помимо мер по обеспечению безопасности дорожного движения на аварийно-опасных участках, целесообразно также предусматривать проведение линейных работ по улучшению транспортно-эксплуатационных показателей и на смежных с ними участках.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

На аварийно-опасных участках на основе результатов анализа условий и причин их возникновения разрабатывают необходимые комплексы работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту, которые учитывают при формировании планов дорожных работ или целевых программ по повышению безопасности дорожного движения. При этом выбор решений по устранению и профилактике мест концентрации ДТП осуществляют во взаимосвязи как с ежегодным, так и стратегическим планированием других видов дорожных работ, назначаемых исходя из других приоритетов, например, обеспечения межремонтных сроков или повышения пропускной способности дорог.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

До проведения на аварийно-опасных участках необходимых работ по их реконструкции и капитальному ремонту на дорогах рекомендуется осуществлять мероприятия по профилактике возникновения ДТП в соответствии с рекомендациями ОДМ 218.4.004-2009 [3].

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.11. На аварийно-опасных участках, выявленных по итогам отчетных периодов (I, II, III квартал), разрабатывают и осуществляют мероприятия по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния УДС (Приложение Г) и мероприятия по их обустройству техническими средствами и устройствами организации и обеспечения безопасности дорожного движения по ГОСТ Р 52766. Для вариантной проработки выбора мероприятий по повышению безопасности движения в число рассматриваемых рекомендуется включать мероприятия различной капитальности, в т.ч. ранее реализованные на участках дорог и улиц с аналогичными условиями движения и показавшие свою эффективность.

(в ред. распоряжения Росавтодора от 31.01.2017 N 105-р)

(см. текст в предыдущей редакции)