II. Современное состояние системы учета выбросов парниковых газов в Российской Федерации

II. Современное состояние системы учета выбросов парниковых

газов в Российской Федерации

Согласно требованиям Рамочной конвенции и Киотского протокола Российская Федерация сформировала российскую систему оценки, а также российский реестр углеродных единиц.

Оценка антропогенных выбросов парниковых газов осуществляется по категориям источников и охватывает все виды парниковых газов, указанные в приложении A Киотского протокола, - двуокись углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6) и трифторид азота (NF3).

Результаты оценки отражаются в кадастре, который ежегодно представляется в секретариат Рамочной конвенции.

По данным кадастра, антропогенные выбросы парниковых газов на территории Российской Федерации в 2012 году составили 2,3 млрд. тонн CO2-эквивалента, или 68,2 процента объема указанных выбросов в 1990 году (без учета поглощений парниковых газов в секторах землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства).

Оценка антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2006 г. N 278-р на основе данных государственной статистической отчетности и иных данных с применением международных правил и процедур в соответствии с руководящими принципами для подготовки национальных сообщений Сторон Рамочной конвенции согласно приложению I к Рамочной конвенции.

Методической основой для выполнения оценки служат руководящие документы межправительственной группы экспертов по изменению климата, а также рекомендации Всемирной метеорологической организации и Программы ООН по окружающей среде.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2006 г. N 278-р Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает функционирование системы оценки антропогенных выбросов и представление кадастра и другой необходимой в соответствии с требованиями Рамочной конвенции и Киотского протокола информации. Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная таможенная служба ежегодно представляют в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды данные и информацию для функционирования системы оценки.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.04.2018 N 842-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Система оценки позволяет получать адекватную информацию об объемах выбросов и поглощений парниковых газов в разрезе основных категорий источников выбросов и поглотителей и обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации, предусматривающих представление отчетности в рамках Рамочной конвенции и Киотского протокола.

Однако полученной с помощью системы оценки информации недостаточно для выработки и реализации эффективной государственной политики и мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 752 "О сокращении выбросов парниковых газов", а также для определения долгосрочных целей и стратегии сокращения выбросов парниковых газов на период до 2030 - 2035 годов и на перспективу до 2050 года.

Основной недостаток системы оценки состоит в том, что она представляет агрегированные оценки выбросов парниковых газов по видам газов и категориям источников, но не содержит данных о выбросах парниковых газов конкретными организациями, что необходимо для выработки и реализации эффективной государственной политики и мер по сокращению объемов выбросов парниковых газов в соответствии с показателем, в том числе для определения целевых показателей сокращения объемов выбросов парниковых газов по секторам экономики.

С учетом этого система оценки должна быть дополнена системой мониторинга, отчетности и проверки объемов выбросов парниковых газов на уровне организаций, несущих основную ответственность за выбросы парниковых газов, а также субъектов Российской Федерации, которым рекомендуется организовать на своей территории инвентаризацию выбросов и поглощений парниковых газов, подготовку региональных кадастров и осуществлять в пределах своей компетенции необходимые мероприятия, направленные на обеспечение сокращения выбросов парниковых газов для достижения показателя.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.04.2018 N 842-р)

(см. текст в предыдущей редакции)